Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРИМЕНЕНИЕ ПОСЛОВИЦ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОЛОНХО НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Никифорова Анна Дмитриевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Тандинская СОШ им. М.Н. Готовцева»,
с. Танда Усть-Алданского улуса Републики Саха (Якутия)
Краткая аннотация
В настоящем исследовании анализируются результаты применения народного творчества, фольклор. Учащиеся начальной школы должны иметь представление обо всех жанрах фольклора. Знакомство с элементами олоҥхо и пословицами в начальной школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному краю, языку, способствует лучшему усвоению математики, обогащает речь учащихся.
Таким образом, материалы с элементами олоҥхо и пословицами использованные в процессе обучения как содержательный и технологический компонент на уроках математики, способствуют:
-           Повышению интеллектуального и нравственного уровня младших школьников;
-           Формированию личности через овладение родным языком;
-           Интеграции знаний из различных предметных областей и создание целостной научной картины мира.
Использование занимательных материалов непосредственным образом отразится на повышении успеваемости и качества учащихся.
Введение
Будущее нашей страны зависит от того, какого класса специалистов придут в экономику, управление, насколько они будут компетентны и готовы будут решать разного рода задач, насколько будут готовы работать. Использования этнического материала обогащает содержание образования, учитывает национальные особенностей взаимодействия и общения, при которых учитель, ученик и родитель являются частью одной целостной воспитательной системы.
В олоҥхо много сюжетов фантастического характера. Это помогает развивать абстрактное воображение, логическое мышление, любознательность ребенка, будит его мысль, поощряет смекалку. Составленные мною задачи на сюжетах олоҥхо помогают узнать культуру, обычаи древнего народа Саха и побуждают у детей к формированию навыков здорового образа жизни. Пословицы, поговорки и загадки "густою россыпью пронизывают" якутский народный эпос, как и все виды и жанры фольклора. Пословицы и поговорки, используемые в олоҥхо, органически входят в текст эпического произведения и представляют собой поэтические украшения.
Поиск наиболее эффективных методов приобщения младших школьников к олоҥхо на уроках математики, вызывает интерес учащихся к данному жанру устно-поэтического творчества, стимулирует их самостоятельную познавательную деятельность и формирует положительные мотивы к учебе, способствует их духовно-нравственному развитию.
Извечный источник обогащения речи – народное творчество, фольклор. Учащиеся начальной школы должны иметь представление обо всех жанрах фольклора. Но особое внимание следует уделить изучению малых жанров фольклора – пословице - форме, отшлифованной временем – веками.
Малые жанры фольклора составляют неоценимое богатство якутского языка. Знакомство с пословицами в начальной школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному краю, языку, способствует лучшему усвоению математики, обогащает речь учащихся.
Изготовленные материалы элементов олоҥхо с пословицами могут стать существенными помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении детьми новых знаний, умений, навыков.
Героический эпос олоҥхо, являющийся шедевром устного нематериального наследия человечества, имеет общечеловеческое значение, таит в себе истоки огромного воспитательного и образовательного педагогического потенциала.
Актуальность:
Совершенствование личности путем применения наиболее эффективных методов приобщения младших школьников к олоҥхо в процессе обучения математике. В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении олоҥхо, как сокровищницы вековой мудрости народа. В 2005 году по решению ЮНЕСКО олоҥхо было признано шедевром устного нематериального наследия человечества. Якутское олоҥхо стоит на одном уровне с такими всемирно известными шедеврами человечества.
Цель:
Пробудить у младших школьников интерес к учебе, применяя пословицы с элементами олоҥхо используя обучающий, воспитывающий, развивающий потенциал математики.
Задачи:
·           Разработать материалы приобщения учащихся начальных классов к олоҥхо на уроках математики;
·           Учитывать возрастные особенности восприятия и понимания младшими школьниками эпических жанров фольклора;
·           Изучить и оценить эффективность применения данного материала в учебно-воспитательном процессе.
·           Организация самостоятельной и индивидуальной работы с применением этнического материала.
·           Формирование таких качеств мышления как логика, абстракция, воображение, творчество.
Практическая значимость:
·           Разработанным материалом пословиц с элементами олоҥхо могут пользоваться студенты, учителя начальных классов на уроках математики.
Новизна:
·           Использование пословиц и элементов олоҥхо;
·           Приобщить детей к эпосу олоҥхо для усвоения национальных традиций своего этноса;
·           Использовать поучительную роль пословицы в жизни человека;
·           Разработать раздаточные материалы элементов олоҥхо с пословицами;
·           Изучение значения пословиц для интеллектуального и нравственного воспитания младших школьников;
Предполагаемые результаты:
·           Формирование умений применять приемы: сравнения, выделения главного, развития памяти и внимания, расширения кругозора;
·           Понимание учащимися роли математики в современном цивилизованном обществе и ее роли практически во всех сферах человеческой деятельности;
·           Формирование системы ценностей ребёнка в работе пословицами с элементами олоҥхо на уроках математики в начальной школе.
Глава 1. Жанры фольклора
1.1.    Якутский народный эпос олоҥхо.
Олоҥхо является выражением духовной жизни якутского народа. С него начинается якутская философия - жизнеутверждающая, созидательная, основанная на вере в добро, красоту. В эпосе выражена вековая мудрость, память, внимание, наблюдательность ребенка, отражены вечные общечеловеческие ценности, и потому олоҥхо имеет огромное воспитательное значение.
Олоҥхо - самые крупные произведения в системе стихотворных жанров якутского фольклора, объем которых достигает до 30 и более тысяч стихотворных строк.
Якутский героический эпос олоҥхо бытует в живой фольклорной традиции, вливается в современную национальную культуру, обретая свою новую жизнь. Большое значение для такого развития имеет героический характер содержания олоҥхо и выражаемые им прогрессивные идеи.
25 ноября 2005 года героический эпос Олоҥхо провозглашен ЮНЕСКО шедевром устного нематериального культурного наследия человечества. Предусмотрена реализация воспитательного и развивающего потенциала олоҥхо в условиях поликультурной среды посредством приобщения детей к национальному эпосу.
1.2.    Пословицы - древний жанр народного творчества.
Пословица — жанр фольклора, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме. Термин «пословица» - русский. В краткой и сжатой форме пословица передает итог длительных и внимательных наблюдений над жизнью. Пословица содержит в себе совет или поучение и имеет явный моральный аспект.
Пословица нередко содержит в себе совет или поучение. Велика воспитательная ценность пословиц. Она выражается в верных оценках поступков людей, в осмеянии отрицательных порядков, дурных сторон людских характеров, суеверий.
Пословицы – краткие народные изречения с назидательным содержанием, народные афоризмы. Пословица кратка, в ней нет лишних слов. Она легко и быстро запоминается.
“Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта – так считал К.Д.Ушинский. Ни в одной из форм языкового творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах.
Ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, его национальная история, общественный строй, быт, как в пословицах.
Использование ИКТ пословиц с элементами олоҥхо на уроках математики.
В материалах с элементами олоҥхо на уроках математики задания связывают содержание якутских пословиц с персонажами олоҥхо и математическими величинами.
Составление различных видов заданий, повышают интерес к изучению математики и фольклора и уровень творческой самостоятельности учащихся. Младший школьный возраст, отличающийся яркостью восприятия, впечатлительностью, своеобразием эмоциональной сферы, мышления и воссоздающего воображения, играет большую роль в творческом постижении произведений искусства слова, в частности, героического эпоса Олоҥхо, поэтическая речь которого насыщена выразительными и изобразительными средствами родного языка.
И потому это величайшее творение народа саха в новых исторических условиях становится мощным живительным источником духовной культуры этноса. Исходя из этого можно считать, что дидактический материал является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Различные виды заданий пословиц с элементами олоҥхо, использованные в процессе обучения как содержательный и технологический компонент на уроках математики, способствуют:
- формированию личности, ориентированной на саморазвитие и творчество;
- интеграции знаний из различных предметных областей и создание целостной научной картины мира;
Формирование новых информационных технологий в рамках предметных уроков стимулируют потребность в создании новых программно-методических комплексов направленных на качественное повышение эффективности урока.
Цели использования компьютера на уроках математики следующие: развитие межпредметных связей математики и информатики; формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Заключение
Одним из актуальных направлений работы нашей школы является сохранение и укрепление национальных и этнокультурных устоев.
Наша школа является духовным, культурным, образовательным центром села, объединяющим сельский социум в воспитании, подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни, основанной на современном качественном образовании и богатых народных традициях. Ребенок, изучающий свою культуру, относится к своему народу с уважением, вырастает с чувством гордости и равноправия с другими народами и становится духовно-нравственной, всесторонне развитой личностью. Ядром воспитания и образования является “педагогика олоҥхо”, нацеленная на развитие целостного человека, который является высшей ценностью и целью развития общества. Олоҥхо имеет общечеловеческое значение, таит в себе истоки огромного воспитательного и образовательного педагогического потенциала.
Олоҥхо как учебный материал доступен детям младшего школьного возраста и важен для их языкового и эстетического развития. Поэтапное изучение олоҥхо с соблюдением народных традиций сказительства и использованием смежных видов искусства способствует более глубокому, личностно-значимому освоению младшими школьниками идейно-эстетического, духовно-нравственного содержания произведений, обусловливает развитие воссоздающего воображения и творческого мышления учащихся.
Составленные мною раздаточные материалы пословиц с элементами олоҥхо помогают узнать культуру, обычаи древнего народа Саха и повышают интерес к данному предмету, формируют вычислительные навыки на уроке математики. Могут стать существенными помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении детьми новых знаний, умений, навыков.
Литература
1. Васильев С.С.Борогонский, Дь.: Бичик, 2007, 270 с.
2. Габышева Ф.В., Чоросова О.М., Герасимова Р.Е., Шишигина В.Р., Капитонова И.Г., Винокурова Н.Н. Этнос. Образование. Личность. Я.: ИПКРО, 2007, 223 с.
3. Васильев С.С.Борогонский. Мөҥүрүүр Бөҕө. Дь.: Бичик, 2003, 88 с.
4. Попов И.К. Саха таабырыннара, өс хоhоонноро, чабырҕахтара. Дь.: Бичик, 2006, 112 с.
5. В.В.Никифорова, В.С.Томская. Үчүгэй Үөдүйээн, Куһаҕан Холдьугур. Я.:ИГИ и ПМНС СО РАН, 2011, 376 с.
6. Чехордуна Е.П., Филиппова Н.И. Олоҥхо педагогиката: олоххо киллэрии суола-ииhэ, ньымалара. Я.: Дани Алмаас, 2007, 111 с.
7. А.Е.Кулаковский. Научные труды. [Подготовили к печати: Н.В.Емельянов, П.А. Слепцов]. Якутск: Кн. изд-во, 1979, 102-106 с.
8. Оросин К.Г. Дь.: Бичик, 2008, 56 с.
Август 2020