Высшая школа делового администрирования
Конференции

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Соловьева Елена Александровна,
педагог дополнительного образования,
МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуга,
г. Калуга
Ведущий вид деятельности младшего школьника — это игра. Именно в игре происходит приобретение и развитие многих важных жизненных навыков, а также формируется характер. В этом возрасте игра является главным способом получения ребенком социального опыта.
Поэтому на занятиях с младшими школьниками, в школе или учреждении дополнительного образования, не следует пренебрегать игровыми моментами. Ведущая роль в этом принадлежит сюжетно-ролевым играм. Например, на занятиях изобразительным искусством.
Одним из видов деятельности на занятиях ИЗО являются беседы об изобразительном искусстве. Содержание такого рода занятий – это беседы о художниках, их биографиях и произведениях. Также это могут быть беседы о видах, жанрах и стилях изобразительного искусства. Обычно такие беседы проводит сам педагог (учитель). Иногда детям задаются на дом рефераты, которые они затем зачитывают перед своей группой (классом). В этих случаях либо педагог рассказывает, а дети слушают и воспринимают новую для них информацию, либо докладчиком является ребенок, автор реферата. Словом, ход этих занятий практически ничем не отличаются от обычного, традиционного. В принципе, это совсем неплохо для достаточно взрослых учащихся (с 5 по 11 класс), у которых уже достаточно развита память, речь и есть навыки письма и изложения материала. Но для учащихся начальной школы такого рода деятельность не совсем подходит. Здесь нам и могут прийти на помощь сюжетно-ролевые игры.
Ролевая игра — это всегда игра «в кого-то» или «во что-то». Основа такой игры заключается в содержании ролей, которые дети как бы «примеряют» на себя. Их форма проведения предполагает разыгрывание определенной ситуации. В ходе данных игр ребенок, в большинстве случаев, выполняет роли взрослого человека. В процессе игры устанавливается непринужденная обстановка. Течение игры настолько органично, что она включает в себя и естественное командование, и естественное подчинение, которые в данном случае дети принимают как должное.
Игровая деятельность в большей степени, чем традиционная учебная, дает возможность детям выполнять различные социальные роли, влиять на поступки других участников или организовывать их, налаживать контакты, разрешать конфликтные ситуации, если они возникнут ходу игры.
Общение в игре носит спонтанный характер, поэтому учащиеся должны избрать такую модель поведения, которая предполагает формирование коммуникативных умений: готовности к сотрудничеству, толерантности, уважения чужого мнения, умения вести диалог, умения пойти на компромисс.
В процессе игры между детьми устанавливаются отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни. Ребята обучаются приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в аналогичных жизненных ситуациях. Проигрывание ситуации несколько раз дает школьникам возможность меняться ролями и пробовать разные варианты поведения.
Для процесса психического развития детей игровая деятельность тоже играет ведущую роль. А также немаловажное значение имеет эмоциональная составляющая игрового процесса. Ведь именно те события, которые задевают наши чувства, вызывают сильную душевную реакцию, оставляя самый яркий след в нашей памяти.
Младшие школьники уже имеют представление о том, как в некоторых ситуациях ведут себя взрослые. Поэтому зачастую дети пытаются копировать их поведение. Задача педагога в ролевой игре состоит в том, чтобы подтолкнуть детей к поиску своих вариантов поведения и нестандартных решений возникающих проблем.
Отличительным свойством ролевой игры является наличие сюжета. В ролевой игре детей младшего школьного возраста можно использовать следующие разновидности сюжетов: созидательные, связанные с профессиями, связанные с открытиями, маршрутные (путешествия), батальные, сказочные, фантастические и, наконец, связанные с искусством.
Дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами, по которым я работаю с детьми в объединении «Мир прекрасного», предусмотрены занятия под названием «Выставка». Они проводятся по окончании каждого блока занятий, связанных одной темой. Например, в начале программы «Веселая радуга» (1 год обучения), предназначенной для занятий с детьми от 7 до 11 лет, первые 10 занятий посвящены теме «Осень», содержание которых приведено ниже:
1. Установочное занятие. Листопад. Диагностика графических и живописных навыков учащихся, уровня их творческого развития. Простой карандаш. Гуашь.
2. Волшебные краски. Знакомство с основными и дополнительными цветами. Веселая радуга. Изучение и запоминание семи цветов спектра. Изображение радуги над землей. Работа по подмалевку. Гуашь.
3. Золотая осень. Анализ колорита золотой осени, строения деревьев, формы кроны. Изображение осенних деревьев и опадающей листвы. Акварель.
4. Картина из пластилина. Лепка барельефа осеннего пейзажа из пластилина.
5. Картинка с фокусом. Изучение строения дерева, рисование деревьев необычной формы в технике восковых мелков и акварели. Рисование сказочного леса. Рисование по воображению.
6. Тепло – холодно. Знакомство с теплыми и холодными цветами. Звонкие и глухие цвета. Знакомство со звонкими и глухими цветами. Изображение ярких листьев, легких облаков и хмурых туч. Гуашь.
7. В мире животных. Ежик делает запасы. Беседа о лесных животных. Лепка из пластилина ежика, грибочков, яблочек у него на иголках, покрытой листьями земли.
8. Непогода. Рисование акварелью по сырому. Изображение ненастной, дождливой погоды, сорванных с веток листьев и фигурок людей под зонтами.
9. Поздняя осень. Рисование гуашью по подмалевку силуэтов обнаженных деревьев. Гуашь.
10. Птицы улетают на юг. Лепка из пластилина стаи птиц, летящих на юг над осенним лесом. Барельеф.
11. Выставка. Ролевая игра «Художники – зрители – экскурсоводы».
В конце каждого занятия путем диалога педагога с детьми подводятся итоги по схеме «Что мы сегодня делали – как и с помощью чего мы это делали – что у нас получилось». Также анализируются работы учащихся, указываются пути исправления допущенных в них недочетов.
Как видите, в тематическом блоке программы нет отдельного занятия для беседы об изобразительном искусстве. Но по завершении блока предусмотрена тема «Выставка», которая реализуется в виде ролевой игры «Художники, экскурсоводы, зрители». В начале занятия педагогу следует провести беседу с целью выяснить, имеют ли учащиеся представление о музеях, выставочных залах, картинах, экскурсиях, экскурсоводах и зрителях. А также привести пример беседы по картине (например, И. Левитан «Золотая осень»). После этого начинаем ролевую игру.
Художники (все дети под руководством и при помощи педагога) оформляют экспозицию на тему «Осень». Они размещают свои творческие работы на стенде, располагая их по темам занятий и по технике исполнения. Затем из числа учащихся педагог назначает троих экскурсоводов, один из которых будет рассказывать про работы, выполненные гуашью, второй – аквареллью, а третий расскажет о работах, выполненных из пластилина. Остальные дети будут зрителями. Детям «экскурсоводам» разъясняются их функции, говорится о том, что анализировать картины своих товарищей они должны тактично, доброжелательно, чтобы никого не обидеть. Остальным детям разъясняются правила их поведения во время «экскурсии». И начинается игра, в которой, кстати, в качестве зрителей могут участвовать и родители учащихся.
В ходе игры «экскурсовод» с помощью педагога рассказывает «зрителям» о выставленных картинах (работах учащихся), материалах, использованных в работе, технике исполнения и о том, что авторам удалось, а что – не очень. Затем путем диалога со «зрителями» экскурсовод выясняет, какие картины зрителям понравились и почему. В конце экскурсии между детьми устанавливается доверительная атмосфера, а новая информация усваивается ими гораздо лучше, чем на традиционном уроке-беседе на основе эмоционального восприятия ими игровых моментов. Свои работы дети могут взять домой, для портфолио. По окончании следующего блока занятий снова проводится ролевая игра «Выставка», но «экскурсоводами» в ней будут уже другие дети. Так, постепенно, до окончания учебного года, каждый ребенок сможет побывать в роли экскурсовода.
Ценность ролевых игр состоит в том, что ребятам дается возможность опробовать различные варианты и на основе этого определить наиболее оптимальный и правильный, проиграв несколько моделей поведения.
Таким образом, игровая деятельность дает возможность ребенку приобрести бесценный собственный жизненный опыт в максимально комфортных для него условиях. Ее можно назвать школой жизни для ребенка и творческой лабораторией самообразования.
Список литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987.-144с.- (Психологическая наука - школе).
2. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В.Ковинько. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-288с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - С-Пб.: Союз, 1997.
4. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1981.-400с.
5. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.: ил. - (Библиотека для родителей).
7. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
8. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. - В кн.: Вопросы художественного воспитания. - М., 1947. - 387с.
9. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В.И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997.
Август 2020