учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад № 28»,
г. Троицк
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети дошкольного возраста часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.
Характерной особенностью при нарушениях речи являются вторичные отклонения в физическом и психическом развитии детей. Ребёнок, с речевыми отклонениями не уверен в себе, тревожен, у него ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира.
В дефектологии и коррекционной педагогике этому вопросу не всегда уделяется достаточно внимания в отличие от интеллектуального развития детей. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как приоритетные задачи воспитания.
В свое время Л.С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце», или отсутствие чувства, наблюдаемом у его современников. В настоящее время «обесчувствованию» способствует технологизация современной жизни. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети мало общаются со сверстниками, тем самым снижают эмоциональную, чувственную и отзывчивую сферы к другим.
У дошкольников с речевыми расстройствами органического генеза (особенно с дизартриями, с общим недоразвитием речи, моторной алалией, неврозоподобным заиканием) существуют особенности в формировании эмоциональной сферы. Логопедам и педагогам, работающим с данной категорией детей, необходимо учитывать особенности их неврологического, психофизиологического, эмоционально-личностного развития и грамотно использовать эти знания при организации и осуществления коррекционного процесса и выборе собственного личностного стиля педагогического взаимодействия с детьми. Не определив и не зная истинных причин эмоциональных и поведенческих реакций детей, принимая их за педагогическую запущенность, невоспитанность, неаккуратность и используя неверные методы и приемы педагогического воздействия, мы еще больше усугубляем имеющиеся у детей проблемы, накладывающие отпечаток на их эмоциональное состояние и развитие.
Эмоции сопровождают практически любые проявления деятельности человека. Прежде чем говорить об особенностях формирования эмоциональной сферы у детей с речевыми расстройствами, нужно знать, как развивается эмоциональная сфера у здоровых детей.
При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, надлежащего уровня развития. Ведь чем больше ребенок узнает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.
У детей с речевыми расстройствами в результате ограниченности в общении нередко страдает понимание смысла, причины и мотивов поступков других людей, а также последствий своих поступков, их влияние на окружающих. Нужно научить детей правильно оценивать свои поступки, принимать во внимание переживания других людей, считаться с ними.
Любое речевое расстройство имеет причину и следствие, т.е. клинический и педагогический аспекты. Мною было рассмотрено формирование речевой сферы у «речевых детей» с учетом их клинических и педагогических проблем.
Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются:
-мимике (выразительным действиям мышц лица);
-пантомимике (выразительным движениям всего тела);
-«вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса).
У детей с дизартрией существует ряд клинических особенностей, препятствующих полноценному формированию и развитию всех компонентов выразительного действия (мимики, пантомимики, «вокальной мимики»).
Рассмотрим отдельно каждую составляющую.
Мимика. Возникающие у детей с дизартрией нарушения функции мышц, иннервируемых тройничным, лицевым, подъязычным и языкоглоточными нервами, вызываются:
-значительными трудностями в статической и динамической организации артикуляционных движений (трудности при их выполнении, длительных поисках артикуляции, ограничение объема, замедленном темпе, нарушение легкости, плавности, синкинезии, сопутствующих движениях в мимической мускулатуре);
-невозможностью или значительными трудностями при выполнении и удержании мимических поз. Необходима планомерная, кропотливая работа по развитию мимической мускулатуры у детей с дизартрией и другими речевыми нарушениями.
Пантомимика (выразительные движения всего тела). Характерные для детей с речевыми расстройствами трудности в формировании общей моторики, кинетических и кинестетических основ мелкой моторики приводят к нарушению координации движений, равновесия, быстрой истощаемости и утомляемости, заметных отклонений в состоянии мышечного тонуса, ограничением объема движений, замедленному темпу, нарушению ритма, невозможность выполнения, казалось бы, простых двигательных заданий.
Дети затрудняются в выполнении дозированных движений, повышении их скорости, ловкости. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции, связанной с пространственной ориентировкой. Имеет место «застревания» на одной позе.
Нарушение в моторной сфере приводит к неловкости в навыках самообслуживания, задержке развития готовности руки к письму, рисованию и другим видам ручной деятельности. Эти особенности в значительной степени препятствуют и развитию выразительных движений тела.
«Вокальная мимика» (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса). Выявляемые у дошкольников с дизартрией наряду с дефектами звукопроизношения нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения, проявляются:
-в трудностях дифференциации интонационных различий как на уровне восприятия, так и на практическом уровне;
-замене вопросительной интонации повествовательной;
-воспроизведение всех предложений только с одной интонацией;
-изменение силы голоса при попытке произвести вопросительную интонацию;
- переносе логического ударения на другое слово в предложении;
Наиболее сохранна интонация вопросительной и повествовательной интонаций, а восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры у детей с дизартрией сильно затруднена.
Полноценное развитие «вокальной мимики» невозможно без отрегулированного дыхания:
-ритм дыхания плохо регулируется смысловым содержанием речи (оно учащенное в момент речи);
-после погружения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вздохи;
-рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется привычка говорить на вдохе, что еще больше нарушает произвольный контроль за дыхательными движениями и координацию между дыханием, голосом и артикуляцией.
Нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства (просодические компоненты речи) характеризуются недостаточной силой голоса, нарушениями его тембра, слабой выразительностью голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона голоса).
Все эти проявления дизартрией препятствуют полноценному формированию у детей внешних проявлений эмоциональных состояний, но эмоциональная сфера включает в себя и сложную внутреннюю организацию.
Речевые нарушения отрицательно сказываются на состоянии эмоциональной сферы у детей (часты проявления тревожности и агрессивности), характере взаимоотношений ребенка с окружающими, формировании его самосознания и самооценки (заниженная самооценка).
Изучая особенности развития дошкольников с ОНР, можно отметить, что несформированность средств общения может быть причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников, что приводит к формированию и закреплению у детей отрицательного эмоционального багажа. Данные изучения особенностей коммуникативной сферы и игровой деятельности детей с ОНР подтверждают взаимообусловленность коммуникативных умений и уровня эмоционального развития.
Необходимо у любого ребенка воспитывать положительные эмоции и устранять эмоции негативные, угнетающие. Веселый и бодрый ребенок сильнее и трудоспособнее, легче справляется с жизненными задачами, чем ребенок плачущий и раздражительный.
При формировании эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми нарушениями органического генеза можно также пользоваться образовательными технологиями, игровыми технологиями (это позволяет проводить занятие в нетрадиционной форме, раскрыть способности ребенка, развивать коммуникативные навыки, игра рассматривается как преодоление пассивности).
Происходящие изменения в эмоциональной сфере ребенка меняют его взгляды на мир, отношения с окружающими, способствуют осознанию и контролированию эмоций.
Ребенок способен управлять своими собственными эмоциями «читать» эмоциональное состояние других. Понимание своих эмоций и чувств – важный момент в становлении всех психических и речевых функций растущего ребенка.
Список использованной литературы
1. Бадалян Л.О. Невропатология. М, 2012.
2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. СПб, 2002.
3. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения, СПб, 2012.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.
5. Логопедия: учебное пособие для студентов пед.институтов по специальности «Дефектология»/ под ред. Л.С.Волковой, М, 1982.
6. Кузьмина Н.И., Рождественская. Воспитание речи у детей с моторной алалией, М, изд.4, 2007.
7. Понятийно-терминологический словарь логопеда /под ред. В.И.Селивёрстова, М, 1997 8. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей, М, 2002.