Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Стегачева Елена Николаевна,
воспитатель,
МБДОУ «Теремок»,
с. Первое Тарлаково
От природы человеку дан уникальный дар – речь. Но навыками речи человек обладает не сразу, а постепенно. Прежде чем ребенок заговорит, пройдет немного времени. Современные родители прикладывают немало усилий для формирования своевременной правильной речи своего ребенка. Начиная с раннего возраста (до 3 лет) каждый ребенок накапливает определенный запас слов необходимых ему для общения, для выражения своих желаний. В этот период времени очень важно, чтобы родители общались с ребенком используя правильную речь. Другими словами, нельзя искажать слова при общении с ребенком, следует четко и правильно говорить с ним. Например, говорить: «Лиза пойдем кушать»… а не «пойдем ам, ам». На мой взгляд, это большая проблема в формировании и развитии речи ребенка. Взрослые, окружающие ребенка и говорящие на не правильном искаженном языке, закладывают неправильное формирование произношения слов и развитие речи.
В возрасте около пяти лет завершается становление речи. На этом этапе ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, иметь достаточный словарный запас, владеть начальными формами связной речи (диалогом, монологом). Если воспитатели, а прежде всего родители видят, какие-либо проблемы в речевом развитии дошкольника, то обязательно необходимо обратится к специалистам логопедам за консультацией и своевременной помощью. На своем опыте могу сказать, что не все родители подходят к этому вопросу серьезно. Глубокое заблуждение их в том, что они надеются, что со временем ребенок «выговорится». И сознательно избегают педагогов-логопедов, работающих в детских садах, надеясь на то, что все восстановится само собой. Халатное отношение к этой проблеме, прежде всего родителей является второй серьезной проблемой в речевом развитии дошкольника.
Именно развитие и формирование правильной устой речи дошкольника является важным аспектом в процессе подготовки ребенка к школе. Несвоевременное устранения речевых отклонений у дошкольников, приводят в дальнейшем школьной неуспеваемости. Поэтому можно с уверенностью сказать, что формирование правильной устной речи основной задачей педагогов-логопедов в подготовке детей к школе.
Также значительной проблемой современных дошкольников является то, что они имеют не отдельные нарушения структурного компонента речи, а комплексное отставание речевых компонентов. Другими словами, нарушение звукопроизношения очень часто сопровождается не развитостью фонематического слуха и связной речи. Не развитость фонематического слуха в дальнейшем приводит к тому, что ребенок будет делать орфографические ошибки при письме. Также у детей дошкольного возраста отмечается значительное ухудшение связной речи. Многим детям пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов. А при составлении рассказов по картинкам чаще всего отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей пересказ и составление рассказа по нескольким картинкам является непосильной «ношей».
Хочу отметить, что развернутая связная речь дошкольника теряет свою значимость. Сегодня появились другие эталоны речи, которыми с успехом и радостью пользуются дети. Это различные фразы героев рекламных роликов, мультфильмов и так далее. У современного ребенка есть все, о чем их родители могли только мечтать в своем детстве. Современные родители очень заняты работой, домашними делами и не всегда уделяют должное внимание детям, общаются с ними. Поэтому папы и мамы стараются купить красивые игрушки, которые произносят фразы, поют, читают стихи. Чаще всего эти игрушки некачественного производства, поэтому то, что можно услышать, включив кнопку, далеко от правильной родной речи. Также у наших детей открыт доступ к компьютерным играм, безграничному просмотру мультфильмов. Ребенок остаются один на один с компьютером, телевизором, игрушками, а с ними диалогом не поговоришь, какое уж тут развитие устной речи.
Для успешного речевого развития ребенка, в дошкольном учреждении должны учитываться следующие моменты:
Во-первых, в дошкольных учреждениях должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками, а именно воспитатели должны объяснить и научить ребенка обращаться к взрослым с вопросами, просьбами, суждениями, высказываниями, а также к общению между собой.
Во-вторых, именно воспитатели, помощники воспитателя и другие сотрудники детского сада задают детям образцы правильной литературной речи. Речь воспитателя, педагога должна быть четкой, ясной, а главное грамматически правильной.
В-третьих, воспитателям необходимо следить за правильностью произношения, исправлять ребенка, проводить игры по звуковому анализу слова, используя загадки, стихотворения, потешки. Также необходимо наблюдать за темпом и громкостью речи детей и в случае необходимости обязательно исправлять их ошибки.
Грамотная красивая речь это залог успеха в любых начинаниях, в учебе, в карьере, в общении. И какой будет речь вашего ребенка, зависит от вас, родители. Не оставляйте без внимания проблемы формирования речи ребенка и решайте их своемременно.
Август 2020