Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Илюхина Елена Сергеевна,
учитель музыки,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Калуги,
г. Калуга
В рамках ФГОС начального общего образования вокально-хоровая работа является одним из важных элементов урока музыки.
В современной литературе описывается влияние вокально-хоровой деятельности на умственное, эмоционально-эстетическое и физическое развитие личности ребенка, что свидетельствует о полноценном решении задачи гармонического развития личности ребенка.
Для полноценного развития детей на уроках музыки необходимо комплексное использование всех видов музыкальной деятельности, что может способствовать развитию певческих навыков, качественному улучшению чувства ритма, музыкальному анализу прослушиваемых произведений.
В вокально-хоровой работе для развития ладового чувства и музыкально-слуховых представлений мы обратились к системе В.В. Емельянова. Для развития музыкально-ритмического чувства изучили систему швейцарского педагога Жак Далькроз, создателя ритмики и на идеи Карла Орфа. В основе концепции Орфа единство речи, движения и музыки, где, все компоненты обладают содержательной целостностью[8].
Особенность концепции Орфа состоит в том, что элементарное музицирование (придумать аккомпанемент из звучащих жестов, изобрести свободную звуковую композицию на шумовых инструментах) доступно каждому ребенку.
Основные принципы концепции Орфа:
- самостоятельное сочинение детьми шумового аккомпанемента;
- обучение детей игре на простых музыкальных инструментах не требует музыкального образования;
- в качестве шумового музыкального сопровождения можно использовать хлопки, топот, щелчки, шлепки и т.д.
- количество участников может варьироваться от двух участников до целых классов;
- работа с текстами, считалочки, простейшие детские песни.
Исходя из сказанного, вокально-хоровая работа на уроках музыки была объединена музицированием на простейших музыкальных инструментах (шумовым оркестром). Это способствует комплексному развитию музыкальных способностей.
В процессе вокально-хоровой работы использован такой комплекс видов музыкальной деятельности, как:
-коллективная и индивидуальная работа над поэтическим текстом песни;
-работа над артикуляционным аппаратом и вокально-хоровые упражнения;
-вокально-хоровое исполнение музыкальных произведений с эмоциональной передачей музыкального образа;
-анализ и определение музыкальных характеристик прослушанных музыкальных произведений;
-воспитание чувства ритма от последовательного практического овладения простейшими музыкальными инструментами до иллюстрирования вокально-хоровых произведений.
В основу структуры урока музыки было положено триединство Д.Б. Кабалевского «композитор-исполнитель-слушатель» [5]. Композитор, чтобы хорошо сочинять, должен учиться. Исполнитель, чтобы хорошо исполнять, тоже должен учиться. И слушатель, чтобы быть хорошим слушателем, тоже должен учиться. Главное, что тут требуется, – это желание, интерес, стремление узнать что-то новое, неизвестное, неизведанное.
Изначально музыкальный класс поделен на две зоны: зона сцены и зона зрительного зала. Учащиеся расходятся по местам. Кто-то сначала слушатель, потом исполнитель, а кто-то наоборот.
Учащиеся, выполняющие роль слушателей, при прослушивании музыкальных произведений должны продумать возможность иллюстрирования песни шумовыми музыкальными инструментами (шумовым оркестром).
Работа над песней – это средство решения главной задачи, состоящей в формировании вокально-слуховых представлений и полноценном развитии музыкальных способностей.
Исполняя песню, учащиеся должны создать определенный музыкальный образ, который должен проявиться в трактовке, в некотором своеобразии исполнительского замысла, а также предполагает определенную свободу и самостоятельность. Поэтому, в вокально-хоровой работе результатом использования комплексного музыкального обучения (пение, иллюстрирование на простейших музыкальных инструментах и движение) должна выступать оригинальная трактовка песни.
Активная работа над замыслом исполнения и его воплощением песни, постоянная взаимосвязь между исполнительскими средствами и содержанием делают восприятие музыкальных произведений более осмысленным.
Работа над вокально-хоровым произведением и его исполнение проходит несколько этапов:
- первое эмоциональное впечатление после прослушивания,
- анализ и характеристика музыкального произведения,
- разучивание вокально-хорового материала,
- подбор подходящего для создания музыкального образа аккомпанемента шумового оркестра
- донесение музыкально-поэтического образа до слушателей.
Вокально-хоровая работа должна стоять в основе всей учебной музыкальной деятельности детей и быть обязанностью учителя музыки. Успех и видимые всем результаты приходят не сразу, но грамотно выстроенная работа учителя профессионала даст значительные и надежные результаты. Практика работы показывает, что комплексные музыкальные занятия интересны для каждого учащегося.
В начальной школе урок музыки должен представлять собой неразрывную и важнейшую часть всего музыкального образования школьника, всех ее содержательных составляющих: опыта эмоционально-эстетического отношения к музыке, опыта творческой музыкальной деятельности, музыкальных знаний, умения слышать музыку и развитие разнообразных исполнительских навыков. Важным становится развития воображения, а также способность человека гармонизовать мир и целостно его воспринимать. Именно эти способности развиваются у ребенка, прежде всего за счет предметов эстетического цикла.
Август 2020