Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕ-ТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИСОВАНИЮ

Пилюгина Ирина Юрьевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 28»,
г. Троицк

В профессиональном стандарте «Педагог» конкретно раскрывается какие трудовые функции, трудовые действия и умения, в том числе и с точки зрения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) должны обладать педагоги ДОУ.
Требования, которые предъявляет Профстандарт к умениям специалистов, работающих в ДОУ, это владение ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными:
·           для планирования воспитательно-образовательной работы, работы с родителями,
·           оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста в процессе мониторинга за усвоением основной образовательной программы дошкольного образования,
·           и, собственно, для реализации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Остановимся на самом сложном аспекте - использовании ИКТ для реализации образовательной работы с воспитанниками ДОУ. Тем более что возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях государственной Стратегии развития воспитания на период до 2025 года в качестве одного из направлений предусматривается расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, в частности, «…создание условий, методов и технологий для использования воспитания и социализации детей».
В процессе образовательной деятельности с детьми воспитатель может использовать аудиовизуальный ряд, медиа-презентации, развивающие и дидактические игры, как для подгруппы детей, так и для индивидуальной работы с ребенком, и, конечно, при разработке образовательных технологий уже не обойтись без включения ИКТ.
ИКТ в ДОУ могут применяться и в виде компьютерных программ, слайд – фильмов. Мы можем создать фильм или презентацию, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные к конкретному занятию. Рассмотрим это направление применительно к обучению детей приемам рисования.
Игры для рисования (Яндекс. Краски; Маленькая супер-рисовалка, «НЕсерьезные уроки: учимся рисовать»; «Веселые акварели. Маленький художник»; «Нескучные уроки. Школа маленьких художников» и др.)
Производители предлагают множество различных форм готовых игровых компьютерных продуктов. Найти компьютерные игровые образовательные программы для рисования, на данный момент, не представляется возможным. Предлагаются в основном раскраски.
Игры-раскраски (SUPER Раскраски; «Раскрась-ка»)
Такие игры не несут для нас особой образовательной ценности. Подобные игры, как правило, родители предлагают детям в домашних условиях и наша задача помочь родителям в отборе таких игр, в организации их с точки зрения сохранения здоровья ребенка.
Компьютерная игра для ребенка дошкольного возраста – это учебное компьютерное задание, которое ребенок выполняет в игровой форме. Примером таких игр может являться использование графических редакторов.
Использование компьютерных игр на интерактивном оборудовании способствует развитию познавательного интереса детей к изобразительной деятельности, помогает освоить новые знания, представления и применить их в разнообразных видах деятельности, однако эти средства не настолько доступны в детском саду. Поэтому задача педагогов научиться самим, работать в различных графических редакторах, использовать в своей педагогической деятельности, и показать их возможность для развития детской художественной деятельности родителям.
Использование подобных программ формирует у детей предпосылки дизайнерских умений. Они упражняются в выстраивании композиции, соблюдении пропорций, сочетании цветов в рисунке. Это формирует креативность ребенка, умение оперировать символами на экране монитора, способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.
Остановимся на положительных моментах использования мультимедийных презентаций (далее ММП) на занятиях по изодеятельности:
ММП дает возможность обеспечить «доступ к недоступному».
Например, провести знакомство с творчеством художника или народным декоративно-прикладным промыслом, произведения, которых мы не можем продемонстрировать детям в оригинале. Напомню о наличии специальных компьютерных программ, позволяющих организовать виртуальное посещение дошкольниками различных музеев, картинных галерей, что может помочь проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов.
Еще одна из задач обеспечения наглядности, которую может решить ММП - способствовать комплексному восприятию ребенком объекта, выбранного педагогом для занятия по рисованию, созданию обобщенного образа, представления о данном объекте. Каким образом мы можем это сделать? – подобрать иллюстративный материал и создать подборку данного объекта. Например, мячи бывают разные по цвету, величине, применению, и мы легко демонстрируем это, используя видеоряд. Или мы планируем учить детей передавать объект в разных позах, движениях – для этого мы подберем и покажем объект в разных положениях, например, человек в разных позах, животное, которое лежит, стоит, смотрит наверх, лакает молоко и т.д.
Конечно, следует подбирать и предлагать для демонстрации качественный видеоматериал. Потому что именно такой способ подачи, сочетающий в презентации одновременно графическое изображение, звук, видеофильм обеспечит «эффективность» восприятия информации, т.е. бурное элементарное реагирование на ситуацию, быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому. Например, при обучении детей рисованию птиц, могут использоваться различные мультимедийные средства: непосредственно сама презентация с изображением птиц, сидящих на ветке дерева, парящих в воздухе, высиживающие яйца в гнездах и т.д., схема изображения птиц, аудиозапись «Голоса птиц», которая накладывается на картинку в презентации.
Еще одним плюсом введения презентаций в структуру интегрированных занятий при подаче учебного материала способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребенка в среднем на 10% от длительности всего занятия, которая может быть использована для закрепления последовательности рисования.
Существует и ряд причин, по которым использование презентаций обычно считается проблемным. Какие это могут быть причины с точки зрения использования презентаций именно на занятиях по изобразительной деятельности? … (Например, при обучении детей рисованию с натуры.) Мы должны провести непосредственное рассматривание и обследование предмета для дальнейшего рисования. В данном случае не целесообразно заменять процесс объяснения качественными картинками из презентаций.
Представлю свой опыт использования ММП при обучении детей рисованию. Он заключается в использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления приемов рисования, последовательности изображения предметов.
Опишу некоторые виды игровых заданий, которые применяю при обучении детей рисованию при объяснении приемов рисования и для их закрепления.
«Собери картинку»
Первое задание проводится по типу игры «Собери картинку».
Цель: закрепление представлений о последовательности рисования.
На экране демонстрируются набор деталей, которые необходимо собрать вместе, расположить на слайде так, чтобы получился определенный объект или предмет. Например, учим детей изображать животное. У меня на слайде - детали для лисы. Опытные педагоги знают, что необходимо объяснить и показать последовательность работы - сначала нужно нарисовать туловище, потом рисуется голова, а затем - другие части тела. Словесное объяснение в данном случае сопровождается соответствующими действиями на экране. (Демонстрация и комментирование действий). Если детям уже знакома методика рисования животных, тогда можно уточнить, с чего же следует начинать рисовать животное, какую часть нарисовать затем.
«Движущиеся детали»
Цель: формирование у детей представлений о связях между расположением деталей и действием объекта.
Важно обратить внимание детей на то, что передача какого-либо действия животного, птицы, человека зависит от расположения частей туловища, деталей относительно друг друга. Это стало основанием для разработки данного задания. Например, мы предлагаем детям нарисовать уточку, которая плывет вправо, влево, или смотрит вверх или опускает голову в воду, при этом обращаем внимание детей на то, что от расположения головы будут зависеть движения уточки.
«Что за чем»
Цель: закрепление последовательности рисования по клику мыши.
Дети кликают мышью на слайде и в определенной последовательности добавляются детали, что в конечном итоге образуют целостную картинку объекта. Дети параллельно могут самостоятельно рисовать ту же мышь.
С учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.1.3049-13, в работе с детьми я придерживаюсь рекомендации по использованию ИКТ в ДОУ:
• По требованиям СанПиНа образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 5 лет – не более 10 минут, для детей 6-7 лет - не более 15 минут.
• Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю.
• В конце занятия проводить гимнастику для глаз.
• Правильно определять дидактическую роль и место ИКТ в образовательной деятельности.
• Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей.
Внедрение ИКТ в процесс обучения значительно разнообразит методические средства и приемы педагогов, позволяет включать новые формы в организацию работы с дошкольниками на занятиях, в свободной деятельности, сделать их интересными и запоминающимися.
Главное, мы должны помнить о том, что компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы, в т.ч. и по изодеятельности, не заменяя непосредственного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные образовательные задачи.
Список литературы
1.         Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г.N 544н.
2.         "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) " С изменениями и дополнениями от: 25 декабря 2014 г.
3.         Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
4.         Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5.
5.         Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.
6.         Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
7.         Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11.
8.         Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
Август 2020