Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Ефимова Надежда Михайловна,
учитель математики,
МБОУ «Гимназия»,
Республика Хакасия, г. Абакан
При построении урока каждый педагог задумывается над одним и тем же вопросом «Урок – это мало или много? Почему один урок пролетает как минута, а другой тянется как вечность?» А вывод довольно прост, на одном уроке дети пассивные слушатели, а на другом – творцы и открыватели нового. А для какой технологии ключевым является понятие «творчество»? Конечно это технология проблемного обучения.
Сегодня от современного учителя требуется эффективно сформировать у обучающихся целый комплекс предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов:
-       Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у школьников комплекс УУД?
-       Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь?
-       Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу?
Ответ на эти вопросы даёт технология проблемного обучения. Вроде мы все пользуемся данной технологией, но все-таки ее можно применять в различных ситуациях, которые дают нам достаточно широкие возможности при построении урока.
Показателем проблемного урока является наличие в его структуре следующих этапов поисковой деятельности:
ü  возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
ü  выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
ü  доказательство гипотезы;
ü  проверка правильности решения проблемы.
При использовании данной технологии необходимо придерживаться особенностей создания проблемных ситуаций и требований к формулировке проблемных вопросов. В проблемной ситуации можно выделить следующие этапы.
Постановка
проблемы
Сообщение учителем от проблемной ситуации
Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Подводящий диалог к теме
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Решение проблемы
Сообщение гипотезы и проверка ее учителем
Выдвижение и проверка гипотез учениками
Побуждающий к гипотезам и проверке диалог
Подводящий от проблемы диалог
Подводящий без проблемы диалог
Как же правильно провести рефлексию, для этого существует множество вариантов. Один из самых популярных приемов, которые я применяю в своей практики, является «Корзина Рефлексии». Обучающимся предлагается наполнить корзину яблоками. Каждый участник выбирает одно яблоко и пишет на нем свои мысли и пожелания. Рефлексию можно закончить словами Бернарда Шоу «Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»
Для уроков математики характерно создание проблемной ситуации с использованием подводящего к теме диалога. Например, урок в шестом классе по теме «Координатная плоскость». В начале урока демонстрируем классу хорошо знакомые предметы, такие как, шахматную доску, глобус, билет в театр. Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что объединяет все эти предметы?». Поиск ответа можно начать с чтения отрывка из первой главы романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта». После окончания чтения выстраивается подводящий диалог: каким же образом рассуждал ещё один великий француз – Рене Декарт, когда предложил использовать две взаимно перпендикулярные прямые для введения координат на плоскости. С тех пор математики всего мира так и говорят – декартова система координат». (На слайде демонстрируется портрет Декарта)

Август 2020