Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВАЖНОСТЬ КОРРЕКЦИОННОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Бердник Вера Анатольевна,
учитель,
МБОУ ООШ № 45,
г. Томск
Вашему вниманию предлагаю публикацию, посвященную актуальным аспектам инклюзивного и коррекционного образования в школе.
Не для кого не секрет, что в России каждый год растет число лиц с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в специальном (коррекционном) образовании. Причинами такой устойчивой тенденции к увеличению количества детей с различными нарушениями и патологиями развития можно назвать и ухудшающиеся условия окружающей среды, и генетический фактор, накопленный поколениями, и уровень развития медицины, позволяющий сохранить осложненную беременность и выходить ребенка, который еще несколько десятилетий назад был бы обречен погибнуть при рождении, но к настоящему моменту все еще нет однозначного определения тех факторов и условий, которые способствуют столь масштабному появлению детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе со сложными дефектами и множественными нарушениями развития.
Современная реальность ставит перед администрацией школы задачу поиска доступных образовательных ресурсов и адаптированной образовательной системы, отвечающей требованиям современного общества к обучению и воспитанию детей с ОВЗ.
Отношение общества и государства к лицам с отклонениями в развитии прошло долгий путь эволюции от агрессии и неприятия, через изоляцию, к пониманию необходимости включения людей с недостатками в развитии в социальную жизнь, создания специальных условий для получения образования лицами с ОВЗ. Сегодня, благодаря гуманистическим взглядам общества, развивается тенденция к сближению специального (коррекционного) и общего образования, созданию инклюзивного образовательного пространства, где каждый индивид с особенностями развития чувствовал бы себя полноценным членом общества, а также реализуется право каждого ребенка, в том числе и с самыми тяжелыми формами физических, интеллектуальных и психических дефектов, на получение доступного ему образования. Безусловно, такая политика нацелена на улучшение качества жизни детей с ОВЗ и их семей, предоставления им перспектив и возможностей в будущем, развитие толерантности и многогранности общества и, в целом, имеет позитивную направленность. Однако в реальности, при всех положительных и предполагаемо перспективных моментах современных тенденций в системе специального образования, педагоги, родители и сами дети с особенностями развития, непосредственно участвующие в образовательном процессе, сталкиваются со множеством трудностей и проблем, связанных с такими нововведениями.
В первую очередь, в связи с «отменой» на законодательном уровне категории «необучаемых» детей, учителя столкнулись с пониманием своей безграмотности и часто беспомощности в процессе обучения детей с аутистическим спектром, с тяжелыми нарушениями речи, тяжелой умственной отсталостью, шизофренией, поведенческими расстройствами и т.д., а также комплексными нарушениями. Дети с особыми потребностями представляют собой совершенно разнообразный контингент, нестандартные дезинтеграции личности и интеллекта, разобщенные задержки и принципиально непреодолимые со стороны физиологии, психики и интеллекта дефекты. У педагогов специальных (коррекционных) школ с многолетним опытом нередко не хватает знаний, методов и навыков работы с такими детьми, требующими индивидуального, особого подхода, поэтому закономерно встает вопрос, как будут реализоваться их специфичные образовательные потребности в рамках инклюзивного образования? Сколько временных и материальных затрат понадобится, чтобы организовать и обеспечить квалифицированными и грамотными специалистами обычную общеобразовательную школу, чтобы «особый» ребенок мог в ней полноценно обучаться и развиваться? Не менее остро встает вопрос и о практической организации учебного процесса – инклюзивные формы образования, даже при максимальной степени адаптации системы общего образования, не всегда могут способствовать концентрации усилий ребенка и педагога на обучении и коррекции.
Во вторую очередь, инклюзивное образование, имея своей целью включение ребенка с патологиями развития в общество, обеспечение ему полноценной жизни в кругу сверстников, не имеющих подобных нарушений, предоставление возможностей для реализации его способностей в социуме, подразумевает обоюдную готовность как общества (того окружения, в котором будет находиться «особый» ребенок), так и самого ребенка с ОВЗ и его родителей к движению навстречу друг другу. На данный момент учителя коррекционных школ, в особенности небольших городов, часто сталкиваются с проблемой непонимания смысла, перспектив и возможностей обучения детей с теми или иными патологиями развития, малой заинтересованностью в этом процессе даже со стороны родителей или лиц, осуществляющих непосредственный присмотр и уход. Родители и, как следствие, сам ребенок, не всегда готовы к преодолению некоторой изоляции, которая раньше создавала для них ощущение психологической безопасности, к шагу во внешний мир. Многие предпочитают пожертвовать возможностью развития и социализации ребенка ради сохранения для него и его окружения привычного комфорта. И если с этой точки зрения на ребенка с ОВЗ смотрит его ближайшее окружение, то как долго будет перестраиваться менталитет общества в целом, чтобы суметь принять все особенности и «странности» ребенка с нарушенным развитием?
Становится очевидным, что сама практическая возможность инклюзии требует огромной пропедевтической работы даже среди участников образовательного процесса, причем с двух сторон. Со стороны общеобразовательной системы необходима специальная работа по воспитанию нового поколения граждан, терпимых к отличиям других людей, доброжелательных, способных к совместной взаимопомощи. При этом содержание такой работы должно определяться возрастными особенностями детей, возможностями их восприятия морально-этической информации, типом ведущей деятельности. Инклюзивное образование не сможет приносить положительный результат без искренней убежденности самих педагогов, учащихся и их родителей в «нормальности» и пользе этого процесса, без реорганизации правил и принципов массовой школы, увеличения ее кадрового состава. С другой стороны, коррекционное образование так же должно быть нацелено на постепенное формирование у детей с ОВЗ способности жить в современном обществе, чему будут благоприятствовать новые направления и разработки в коррекционной педагогике, новые способы работы с детьми и качественный рост персонала, предполагающий обмен опытом, информационную грамотность в вопросах дифференциальной диагностики и педагогики. Кроме того, необходима целенаправленная подготовительная и разъяснительная работа с семьей «особого» ребенка и как можно более ранняя коррекционная и развивающая работа с ним самим с целью формирования у них желания и готовности войти в общество и чувствовать в нем себя полноценно.
Поставленные вопросы лишь обозначают широкий круг спорных и неясных моментов, вызванных новым социальным заказом на стремительное внедрение инклюзивного образования при недостаточной подготовленности не только внешнего пространства но и, что важнее, отсутствия прочного фундамента «изнутри» (со стороны непосредственных участников образовательного процесса).
Таким образом, на фоне бесспорно прогрессивных деклараций государства о модернизации современной системы коррекционного образования, необходимо признать двоякость процесса инклюзии и обязательность планомерной, длительной и многоступенчатой работы с детьми с ОВЗ: от коррекции и развития ребенка в системе коррекционного образования к инклюзии и дальнейшей комфортной жизни в общегражданском поле.
Август 2020