воспитатель,
МБДОУ Детский сад "Туллукчаана",
Республика Саха (Якутия), Горный улус, с. Магарас
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный
мир ребёнка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Вид проекта: педагогический.
Тип проекта: долгосрочный.
Актуальность
Сюжетно-ролевые игры - самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяет развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Согласно ФГОС ДО решение задач развития детей дошкольного возраста предполагает выделение пяти образовательных областей: социально – личностной, познавательной, речевой, художественно – эстетической, физической. Организация коммуникативной деятельности должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, овладению устной речью как основным средством общения. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Так же на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. И конечно же на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру. Именно в игре ребенок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, давно стало аксиомой. Эта важная сфера жизни ребенка досконально изучена специалистами в области педагогики, психологии, возрастной физиологии.
Принимая во внимание особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, необходимо подобрать такие формы, методы и средства, при которых формирование коммуникативных умений проходило бы наиболее успешно. Основным инструментом педагогического воздействия на дошкольника, на наш взгляд, должна стать игра. Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста.Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Поэтому актуальным является изучение особенностей и уровня сформированности коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, с целью создания условий для ее развития.
Цель: создание условий для развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.
3. Развить коммуникативную компетентность у детей старшего
дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Обоснование проблемы:
1. Неумение детей старшей группы играть в сюжетно – ролевые игры, соблюдать правила и ход сюжетных игр.
2. Недостаточность знаний детей и родителей о структуре сюжетно – ролевых играх, способах подачи их детям.
Методы:
• Организация предметно-развивающей среды для игр.
• Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами его использования.
• Систематическое наблюдение за окружающей действительностью.
• Рассказы о людях труда. Встречи. Экскурсии по детскому саду.
•Рассматривание иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей.
• Чтение художественной литературы.
• Знакомство с правилами предупреждения конфликтов.
• Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников.
• Совместное изготовление игрушек для сюжетных игр
Ожидаемые результаты:
1. Проведено наблюдение и выявлены особенности формирования коммуникативной компетенции.
2. Предполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре;
3. В ходе реализации проекта дети будут активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к сюжетно-ролевым играм, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоотношения между детьми в группе
4. Создана картотека сюжетно – ролевых игр.
5. Повысился уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
6. Удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проекта
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап.
· Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
· Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение
содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта.
· Работа с детьми.
· Взаимодействие с родителями.
· Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной.
· Организация и обогащение развивающей среды в группе (пошив формы и халатов для игр, изготовление атрибутов).
III. Заключительный этап.
· Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
· Анализ эффективности системы работы по созданию условий для самостоятельной игровой деятельности для развития социально-коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста.
· Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта.
· Выставка атрибутов для сюжетно-ролевых игр и формы для игр.
Созданы и оснащены центры и уголки:
· Игровой центр «Булчут кутаата».
· Игровой центр «Мы маленькие художники».
· Игровой центр Больница «Кыра эрдэхтэн харыстаныан доруобай буолуон».
· Игровой центр «Салон красоты».
· Центр «Ряженья и театрализации».
· Игровой центр ПДД «Дорожная азбука».
· Игровой центр «Бэһиэлэй артыыстар».
· Центр ОБЖ «Дьэҥтэн оһолтон сэрэхтээх буол».
· Игровой центр авторские игры «Өбүгэ оһуора».
· Игровой центр «Ателье Одунчаана».
· Игровой центр «Мир путешествий».
· Игровой центр Кафе «Домашняя кухня».
· Игровой спортивный центр «Манчаары сиэннэрэ».
· Речевой центр «Библиотека».
· Игровой центр «Почта».
· Центр Мини-музей «Мир кукол».
· Центр Познания «Лаборатория «Хотим все знать».
Созданы игровые макеты:
«Домашние животные», «Ателье», «Арктика», «Зоопарк», «Дикие животные», «Пожарники», «Космос», «Огород, сад», «Африка», «Саванна», «Жители водоёма», «Кукольный дом».
Заключение:
ФГОС ДО предъявляет требования педагогам к организации условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: сформировать компетентную, креативную, социально-адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве. Личность, умеющую отстаивать свою точку зрения, способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. А обучение рассматривается в контексте игровой деятельности. И не случайны выводы ученых и психологов – «чтоб ребенок вырос общительным, самостоятельным и всесторонне развитым его необходимо научить играть».
Таким образом, в ходе реализации проекта поставленная цель достигнута и доказано, что сюжетно-ролевая игра - благоприятное условие для развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель - привлекательный игровой партнер для ребенка, привносящий в детскую игру новое содержание и новое умение, делающий процесс познания интересным и занимательным. Четко выстроенная педагогом работа по организации сюжетно-ролевых игр содействует решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами.
Список использованной литературы
1. Выготский, Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008 с.
2. Деркунская, В. А., Харчевникова, А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно – ролевых игр детей 4-5 лет.
3. Запорожец, А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-321
4. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982-145
5. Михайленко, Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
6. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность/ С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6