учитель обществознания,
ГБОУ СО «Школа-интернат г. Хвалынска»,
г. Хвалынск
Сегодня инклюзивное образование рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития всей системы образования. Одной из ключевых проблем для современного мира является проблема обеспечения права на образование для всех. Право это гарантируется международными правовыми документами: Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.
Право на доступность качественного образования гарантировано российским законодательством всем обучающимся, независимо от индивидуальных возможностей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 79 закреплена организация получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц до 18 лет, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Различают несколько категорий таких детей – это дети с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта (умственно отсталые), с задержкой психического развития (ЗПР), с нарушениями опорно-двигательной системы (ДЦП) и т.п.
Для детей с ОВЗ правовое подкрепление гарантированных им прав и свобод имеет особое значение. Этой категории детей нужна дополнительная помощь и поддержка со стороны государственных органов, которые должны быть закреплены в соответствующих нормативно-правовых документах. Однако не все и не всегда реализуется на практике, несмотря на то, что в России в последние годы активно развивается процесс инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательную среду.
Одной из актуальных проблем образования лиц с ОВЗ является совершенствование системы требований к содержанию их образования. В настоящее время по заказу Министерства образования и науки РФ разработаны специальные образовательные программы, образовательные программы для обучения различных категорий детей с ОВЗ. Однако приказом Минобрнауки не разработаны методические рекомендации применения таких программ для работы с несколькими категориями детей в одной аудитории.
Проблемой, препятствующей обучению детей-инвалидов, лиц с ОВЗ в образовательных организациях на равных условиях, является отсутствие специально оборудованных лестниц, пандусов, предоставление сурдопереводчика, несмотря на то, что в РФ существуют нормативные документы, гарантирующие их существование – подробно регламентирует права лиц с ОВЗ в сфере образования ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; приказ Рособрнадзора № 279 от 12 марта 2015 года «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности». В соответствии с которым предусматривается обеспечение следующих условий: пандусы, дополнительные поручни, расширенные дверные проемы, лифты, предоставление услуг ассистента, сурдопереводчика; наличие адаптированных образовательных программ, специальных учебных и методических изданий, информации в адаптированной форме для обучающихся (например, расписания учебных занятий). Все это предполагает значительные материальные затраты учебного заведения.
Кроме того, наличие специальных условия гарантируется и ФЗ «Об образовании в РФ». Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Так, в ходе проверки соблюдения администрацией Красногорского муниципального района Московской области требований законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что на данной территории отсутствуют специализированные образовательные учреждения для детей-инвалидов. При этом выявлено, что в МБОУ СОШ № 12 отсутствуют специально оборудованные лестницы, пандусы для детей-инвалидов, использующих кресла-коляски. В суде представитель администрации Красногорского муниципального района Московской области пояснил, что создание в настоящее время условий для доступа в здание школы инвалидов возможно только при его реконструкции или строительстве нового здания школы, что в данном случае не осуществляется. При этом указал, что денежные средства для обустройства доступа инвалидов в здание выделяются администрацией при наличии заявки от муниципального учреждения, однако такой заявки от МБОУ СОШ № 12 не имелось. Суд первой инстанции заявление прокурора удовлетворил. Апелляционным определением Московского областного суда данное решение оставлено без изменения. При этом суд апелляционной инстанции сослался на статьи 3, 4 и 6 Закона Московской области от 22 октября 2009 г. № 121/2009 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной транспортной и инженерной инфраструктур Московской области» и требования СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», согласно которым в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.
Препятствием также является несоставление образовательными организациями адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Прокурор обратился в суд с иском к МДОУ Ольховского муниципального района Волгоградской области о понуждении к разработке и утверждению правил приема детей в образовательную организацию дошкольного образования, в том числе детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов согласно положениям ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При этом прокурор просил обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить в уставе учреждения порядок приема детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов. Суд удовлетворил данные требования.
Еще одна проблема инклюзивного образования связана с узким толкованием норм права: в понимании правоприменителей инклюзивное образование в основном рассматривается в том смысле, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны получать образование совместно с обычными детьми в одних и тех же классах. Способствует такой позиции и указание ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на то, что специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации (п. 1 ч. 5 ст. 108 Закона). Однако рассмотренное толкование и применение данного понятия не являются верными.
Согласно ч. 4 ст. 79 названного Закона образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование), так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, не устанавливается обязательность совместного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и иных лиц.
В то же время Закон об образовании не содержит положений, предусматривающих ликвидацию специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Несмотря на все это, в том числе и на положения ст. 79 Закона об образовании, инклюзивное образование толкуется только в смысле его немедленной организации совместно с другими обучающимися.
Так, в Письме Минобрнауки от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» говорится, что в последние несколько лет в субъектах РФ произошло сокращение на 5 процентов СКОУ при одновременном росте на 2 процента количества обучающихся, воспитывающихся в них детей (по состоянию на начало 2009/2010 учебного года в России функционировало 1804 СКОУ, в которых обучалось 207 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии, в 2012/2013 учебном году соответственно: 1708 – 211 тыс. детей).
Часть субъектов Российской Федерации неоправданно сориентированы на сокращение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В указанный период времени в большинстве субъектов РФ прекращена образовательная деятельность от 1 до 3 СКОУ, в Хабаровском крае – 4, Калининградской области – 5, Ивановской области – 6, Красноярском крае – 7, Тверской области – 8, Пермском крае – 9, Свердловской области – 10, Краснодарском крае – 14, Новгородской области – 18.
На данный момент в г. Хвалынске Саратовской области из существовавших двух специализированных образовательных учреждений осталось одно, которое работает с детьми с ОВЗ по адаптированным образовательным программам, однако условия для полноценного развития детей с ОВЗ оставляют желать лучшего.
Освещая лишь некоторые проблемы реализации инклюзивного образования, можно прийти к выводу о том, что во многих случаях причиной этому является неорганизованность самих образовательных организаций и отсутствие контроля с стороны органов власти.