Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Березина Татьяна Александровна,
учитель-дефектолог,
МАОУ ДС № 120 «Сказочный»,
г.о. Тольятти
В последние десятилетия вопрос воспитания, развития и адаптации в обществе детей с РАС стали предметом пристального внимания психологов, педагогов, дефектологов. На сегодняшний день издано большое количество специальной литературы, которая подробно описывает принципы, методы и приемы работы с детьми с расстройством аутистического спектра: способы установления контакта, выработки навыков самообслуживания, развития речи и многих других. Однако у педагогов, работающих с этой категорией детей, возникает множество проблем и не меньше вопросов.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это нарушения комплексного характера психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и многократностью повторения однообразных действий (стереотипностью поведения).
Для детей с расстройством аутистического спектра характерно визуальное мышление, т.е. зрительное расписание или план помогает в этом. «Визуальное расписание» - это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-либо предстоящих событий или занятий. Оно «сообщает» ребенку о том, что произойдет дальше и в каком порядке. Для детей с аутизмом визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение определённого отрезка времени, помогает запомнить последовательность событий.
Хорошо структурированное визуальное расписание (план) как нельзя лучше улучшает жизнь ребёнка, потому что обладает следующими преимуществами:
·           Зрительное восприятие наиболее развито у большинства детей с РАС. Расписание позволяет изучать новое и закрепить известное, опираясь на сильную сторону ребёнка.
·           Визуальное расписание позволяет переносить свои навыки в различные жизненные ситуации.
·           Оно помогает ребенку с аутизмом оставаться спокойным и уменьшает нежелательное поведения.
·           Визуальное расписание убирает из жизни ребёнка избыток речи от взрослых и необходимость реагировать на их изменчивые слова.
·           Позволяет ребёнку осваивать новые комплексные навыки в индивидуальном ритме, потому что картинки всегда перед глазами и не нужно запоминать быстро и сразу надолго.
·           Иллюстрации поясняют, с чего начинать любой сложный для ребёнка процесс и чем должна заканчиваться цепочка его действий.
·           Снижение тревожности благодаря предсказуемости будущего, в том числе в новых обстоятельствах.
·           С помощью визуальных подсказок путь к самостоятельности становится коротким и наиболее безопасным.
·           Первые посылы к обучению чтению. Когда иллюстрации следуют слева направо, расписание может стать первым шагом на пути к чтению. Когда слово сопровождается картинкой, научиться читать существенно легче.

Где разместить расписание?

Расписание из предметов лучше оборудовать, сделав специальную полочку с ячейками. Расписание с картинками – повесить на свободной стене. Папку или тетрадь с расписанием нужно хранить в строго определенном месте, чтобы ребенок четко знал, где она находится. Также важно, чтобы рядом не было ни чего, что может отвлечь ребенка.

В своей работе с детьми дошкольного возраста с РАС я использую визуальное расписание «Сначала – потом». Это визуальная последовательность из двух изображений. «Сначала» - карточка с изображением предстоящего занятия, действия. «Потом» - карточка с изображением последующего действия, то что произойдет потом. Ребенок самостоятельно меняет эти карточки в течение дня.

Как показала практика работы, «Визуальное расписание» помогает детям запомнить все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня, снизить тревогу, развить самостоятельность.

Список используемых источников

1. Никольская О.С. и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. М.: Полиграф сервис, 2003. С. 232.

2. Морозова С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Владос, 2010. С. 189.

3. Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999. С. 240.

4. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости: Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. М.: Теревинф, 2002.

5. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004.
Август 2020