Конференции

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Механцева Марина Владимировна,
    воспитатель,
    МБДОУ «Детский сад 118»,
    Вологодская область, г. Череповец
    Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
    Театрализованная деятельность – это прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
    (Миронова С.А. Формирование экологической культуры дошкольников средствами театральной деятельности. Молодой ученый. – 2019. № 28).
    План – конспект развивающей НОД по экологии с использованием элементов театрализованной деятельности из опыта работы.
    Тема: «Выросла Репка большая- пребольшая»
    (средняя группа).
    В конспекте представлены активные формы работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологических представлений.
    Цель: познакомить детей с условиями, необходимыми для выращивания овощей.
    Обучающие задачи:
    ·           Формировать у детей первичные знания о выращивании овощей.
    ·           Познакомить с моделями роста растений, моделями по уходу за растениями.
    Развивающие задачи:
    ·           Развивать умение решать проблемные ситуации, опираясь на собственные знания и представления.
    ·           Развивать творческое воображение, артистизм.
    ·           Активизировать словарь по темам Овощи, Домашние животные, Огород.
    Воспитательные задачи:
    ·           Воспитывать желание оказывать помощь тому, кто в этом нуждается.
    ·           Воспитывать интерес к выращиванию овощей (растений).
    ·           Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.
    Интеграция областей:
    Познавательное развитие.
    Социально-коммуникативное развитие.
    Художественно-эстетическое развитие.
    Речевое развитие.
    Предварительная работа:
    ·           Наблюдение за сбором урожая на огороде (с родителями).
    ·           Показ пальчикового театра «Репка».
    ·           Разгадывание загадок об овощах, домашних животных.
    ·           Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай по описанию», «Кто что ест?», «Кто где живет?».
    ·           Индивидуальная работа:
    Классификация домашние и дикие животные, овощи – фрукты, живое - неживое.
    Материал:
    ·           Мольберт с магнитами, экран, проектор.
    ·           Картинки с изображением домашних животных, героев сказки
    «Репка», муляжи овощей, мешочек.
    ·           Маски домашних животных (корова, свинья, коза, овца, кролик), маски дед и бабка, маски овощей.
    ·           Семена овощей в пакетиках.
    ·           Схема роста репы.
    ·           Листы с заданием «Найди и соедини что необходимо для роста репки».
    ·           Карандаши.
    1.Вводная часть – 2 минуты
    1. Загадка «Угадай сказку».
    2. Рассматривание сюжетных картинок с эпизодами сказки «Репка».
    2. Основная часть – 21 минута
    1. Выкладывание на мольберте сюжета сказки (картинок) в правильной последовательности.
    2. Беседа «И выросла репка большая-пребольшая» (из опыта детей, что надо сделать для того, чтобы репка выросла).
    3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
    4. Малоподвижная игра «Вершки – корешки».
    5. Рассматривание технологической карты «Посадил дед репку» (на экране).
    6. Работа с заданиями на индивидуальных листах «Расти репка большая - пребольшая».
    7. Музыкальная хороводная игра «Есть у нас огород».
    8. Проблемная ситуация «Кто поможет деду с бабой?».
    9. Инсценировка сказки «Репка»
    3. Заключительная – 2 минуты
    1. Рефлексия «Корзинка».
    Ход образовательной деятельности:
    Водная часть.
    Воспитатель:
    Дети, сегодня утром в уголке природы я нашла пакетик с семенами, хочу посадить их на нашем огороде, но совсем не знаю, как выращивать семена. Ах, вот рядом листок с загадкой. Отгадайте загадку и узнаете, как называются семена.
    Что за сказка? Кошка, внучка,
    Мышь, еще собачка Жучка
    Деду с бабой помогали
    Корнеплод они достали!
    Дети: Это сказка «Репка». Это семена репки.
    Основная часть.
    Воспитатель: А вы помните, кто помогал деду репку тянуть?
    Дети называют героев и выкладывают сюжетные картинки на мольберте в правильной последовательности.
    Воспитатель: Как вы думаете, почему у деда выросла такая большая и крепкая репка?
    Дети: Потому что он семена посадил, землю вскопал, сорняки убирал, поливал – хорошо ухаживал, заботился.
    Воспитатель: А что еще могло расти в огороде у деда лежит вот этом Волшебном мешочке.
    Дети отгадывают на ощупь и достают - свекла, морковь, лук, капуста и т.д.
    Воспитатель: Как все это называется одним словом?
    Дети: Овощи.
    Воспитатель: Какие из этих овощей растут в земле, а какие над землей вы
    Узнаете в игре «Вершки – корешки».
    Воспитатель: Посмотрите, здесь еще какая - то непонятная мне карта (технологическая карта «Посадил дед репку»).
    Дети рассматривают технологическую карту «Посадил дед репку» и рассказывают последовательность посадки семян, роста и ухода.
    Работа с заданиями на индивидуальных листах «Расти репка большая - пребольшая» - отмечают то, что помогает репке расти: солнце, вода (полив), прополка, рыхление, удобрения.
    Воспитатель: Спасибо, ребята, теперь все понятно, если мы правильно будем ухаживать за огородом, то у нас врастет хороший урожай.
    Дети надевают маски овощей и встают в хоровод.
    Музыкальная хороводная игра «Есть у нас огород».
    Воспитатель: Ребята, представьте такую ситуацию: Жучка и Мурка заболели, внучка с бабушкой повезут их в город к ветеринару. Кто же тогда может помочь деду репку тащить?
    Проблемная ситуация «Кто поможет деду с бабой?»
    Дети: Другие домашние животные - называют их, надевают маски и разыгрывают сказку.
    Инсценировка сказки «Репка»
    Заключительная часть.
    Воспитатель: Вы очень хорошо придумали позвать на помощь других домашних животных. И я поняла, что вы знаете, как ухаживать за овощами. Вместе у нас вырастет отличный урожай.
    Если вы хотите выращивать овощи, то положите в корзинку пакетики с семенами, которые бы вы хотели посадить у нас на огороде.
    Рефлексия «Корзинка» (дети складывают в корзинку пакетики с семенами овощей).
    Литература
    1.    Воронкевич О.А. Добро Пожаловать в Экологию 4-5 лет. СПб ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016.
    2.    Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека. Методическое пособие для воспитателей. М. Просвещение, 2015.
    3.    Нищева Н.В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественно - научных представлений в разных возрастных группах. -СПб ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012.
    Август 2020