Конференции

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Безродная Марина Леонидовна,
    старший воспитатель,
    МБДОУ «Детский сад № 30»,
    г. Александровск, Пермский край
    Техническое творчество – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир поисков и фантазии.
    Первый шаг в мир технического творчества ребёнок делает, когда появляется желание смастерить, построить что-то своими руками дома и в детском саду. Ребята охотно играют с конструктором, позволяющим варьировать сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный дополнительный материал, который оказывается под руками.
    ФГОС ДО среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, отмечает организацию видов деятельности, способствующих развитию речи, мышления, общения, воображения и детского творчества.
    В составе воспитанников нашего детского сада есть дети с тяжелыми нарушениями речи. Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно на­ходят своё отражение в психической деятельности ребенка, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.
    Работа с детьми с ТНР заставила задуматься над путями совершенствования содержания и методов обучения для повышения эффективности коррекции речевых нарушений. Педагоги детского сада участвуют в реализации краевого проекта «Детский Техномир», в образовательной деятельности с детьми мы используем решения LEGO Education. Образовательные решения LEGO позволяют учиться, играя, и обучаться в игре. Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Дети с ограниченными возможностями здоровья не исключение. Игра с конструктором помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. Игра с LEGO не перегружает психику ребенка, дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают и собирают новые модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции и внимание, но и речь.
    В инклюзивном образовательном пространстве для детей с ТНР техническое LEGO-конструирование используется в формате проектной деятельности.
    Для самореализации ребенка с ОВЗ через деятельность, ориентированную на его интересы был разработан проект «Город мечты – цветной и цветочный».
    Начало работы над проектом совпало со знакомством ребенка с творчеством Н. Носова – чтение книги о приключениях Незнайки и его друзей. Впечатления о Цветочном городе легли в основу проекта о городе мечты.
    Илья построил этот город для маленьких цветных человечков. Первыми моделями проекта стали здания. Для этого использовалось конструирование по условиям, поскольку данная форма организации обучения в наибольшей степени позволяет осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти: определить условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчёркивают её практическое назначение.
    В процессе конструирования мальчик самостоятельно, быстро выбирал необходимые детали, собирал постройки с увлечением. Когда модели зданий были готовы, собрал деревья, цветы. Работал самостоятельно, используя как крупный, так и мелкий конструктор. Когда все модели были собраны, вместе с воспитателем обсудили, в какой части города будут расположены здания (дома, театр), детский парк, фонтан и зоопарк. Ребёнок самостоятельно располагал постройки соответственно замыслу (пространственные ориентировки).
    LEGO развивает детское техническое творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Примером может служить ещё один наш проект – «Робот-хоккеист».
    Модель для проекта ребенок конструировал по схемам. В данном случае характер деятельности создает возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у ребенка с ТНР развивается мышление и познавательные способности.
    Работа в данных проектах - это образовательное решение, опирающееся на инновационный подход к обучению ребенка с речевыми нарушениями целому набору важных навыков: развивается речь; формируются коммуникативные навыки (умение строить вербальные модели, способность эффективно воспринимать и излагать информацию), навыки взаимодействия (развитие навыков командной работы педагог-ребенок, поиска и воплощения совместных решений).
    Одним из аспектов процесса социализации детей с ОВЗ является создание эмоционально-положительного настроя в процессе нахождения в группе сверстников, что стимулирует мыслительную деятельность ребенка. Чтобы помочь ребенку войти в коллектив сверстников, активизировать коммуникативные навыки, педагоги привлекают его к участию в командной игре «LEGO TRAVEL».
    Приобщению дошкольников с ОВЗ к техническому творчеству способствует и участие в конкурсах Всероссийского робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций «ИкаРенок» – Всероссийском открытом заочном конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья «ИкаРенок без границ» и краевом конкурсе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов «ПАРА ИкаРёнок».
    Таким образом, техническое конструирование выступает как один из продуктивных методов развития творческой, разносторонне развитой личности ребенка и включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство.
    Литература
    1. Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду. Методические рекомендации - М.: Сфера. - 2015. – 128с.
    2. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Пособие для педагогов- М.: Сфера. - 2011. – 185 с.Безродная Марина Леонидовна,
    старший воспитатель,
    МБДОУ «Детский сад № 30»,
    г. Александровск, Пермский край
    Техническое творчество и LEGO-конструирование в образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья
    Техническое творчество – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир поисков и фантазии.
    Первый шаг в мир технического творчества ребёнок делает, когда появляется желание смастерить, построить что-то своими руками дома и в детском саду. Ребята охотно играют с конструктором, позволяющим варьировать сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный дополнительный материал, который оказывается под руками.
    ФГОС ДО среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, отмечает организацию видов деятельности, способствующих развитию речи, мышления, общения, воображения и детского творчества.
    В составе воспитанников нашего детского сада есть дети с тяжелыми нарушениями речи. Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно на­ходят своё отражение в психической деятельности ребенка, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.
    Работа с детьми с ТНР заставила задуматься над путями совершенствования содержания и методов обучения для повышения эффективности коррекции речевых нарушений. Педагоги детского сада участвуют в реализации краевого проекта «Детский Техномир», в образовательной деятельности с детьми мы используем решения LEGO Education. Образовательные решения LEGO позволяют учиться, играя, и обучаться в игре. Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Дети с ограниченными возможностями здоровья не исключение. Игра с конструктором помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. Игра с LEGO не перегружает психику ребенка, дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают и собирают новые модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции и внимание, но и речь.
    В инклюзивном образовательном пространстве для детей с ТНР техническое LEGO-конструирование используется в формате проектной деятельности.
    Для самореализации ребенка с ОВЗ через деятельность, ориентированную на его интересы был разработан проект «Город мечты – цветной и цветочный».
    Начало работы над проектом совпало со знакомством ребенка с творчеством Н. Носова – чтение книги о приключениях Незнайки и его друзей. Впечатления о Цветочном городе легли в основу проекта о городе мечты.
    Илья построил этот город для маленьких цветных человечков. Первыми моделями проекта стали здания. Для этого использовалось конструирование по условиям, поскольку данная форма организации обучения в наибольшей степени позволяет осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти: определить условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчёркивают её практическое назначение.
    В процессе конструирования мальчик самостоятельно, быстро выбирал необходимые детали, собирал постройки с увлечением. Когда модели зданий были готовы, собрал деревья, цветы. Работал самостоятельно, используя как крупный, так и мелкий конструктор. Когда все модели были собраны, вместе с воспитателем обсудили, в какой части города будут расположены здания (дома, театр), детский парк, фонтан и зоопарк. Ребёнок самостоятельно располагал постройки соответственно замыслу (пространственные ориентировки).
    LEGO развивает детское техническое творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Примером может служить ещё один наш проект – «Робот-хоккеист».
    Модель для проекта ребенок конструировал по схемам. В данном случае характер деятельности создает возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у ребенка с ТНР развивается мышление и познавательные способности.
    Работа в данных проектах - это образовательное решение, опирающееся на инновационный подход к обучению ребенка с речевыми нарушениями целому набору важных навыков: развивается речь; формируются коммуникативные навыки (умение строить вербальные модели, способность эффективно воспринимать и излагать информацию), навыки взаимодействия (развитие навыков командной работы педагог-ребенок, поиска и воплощения совместных решений).
    Одним из аспектов процесса социализации детей с ОВЗ является создание эмоционально-положительного настроя в процессе нахождения в группе сверстников, что стимулирует мыслительную деятельность ребенка. Чтобы помочь ребенку войти в коллектив сверстников, активизировать коммуникативные навыки, педагоги привлекают его к участию в командной игре «LEGO TRAVEL».
    Приобщению дошкольников с ОВЗ к техническому творчеству способствует и участие в конкурсах Всероссийского робототехнического Форума дошкольных образовательных организаций «ИкаРенок» – Всероссийском открытом заочном конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья «ИкаРенок без границ» и краевом конкурсе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов «ПАРА ИкаРёнок».
    Таким образом, техническое конструирование выступает как один из продуктивных методов развития творческой, разносторонне развитой личности ребенка и включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство.
    Литература
    1. Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду. Методические рекомендации - М.: Сфера. - 2015. – 128с.
    2. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Пособие для педагогов- М.: Сфера. - 2011. – 185 с.
    Август 2020