Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хаптагаева Снежана Ивановна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад «Кэскил» с. Туора-Кюель,
МР Таттинский улус Республики Саха (Якутия)
Актуальность проблемы:
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Тема выбрана потому, что самое ценное в нашей жизни – дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей дошкольного возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, выказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Наша задача – помочь детям развивать речь. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра – основной вид деятельности ребёнка, она вызывает многогранное влияние на психическое развитие ребёнка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное и волевое развитие ребёнка, вне игры нет воспитания личности.
Цель: развитие связной речи у дошкольников посредством внедрения регионального компонента в игровой деятельности.
Задачи:
1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными играми, различными видами театров, способствующей становлению игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.
2. Разработать перспективные планы по внедрению игр с региональным компонентом
3. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
4. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
5. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; произносительной стороны речи, связной речи диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
Участники проекта:Дети, воспитатели, родители, работники ДОУ
Содержание проекта

Этап

Мероприятия

I.                   Подготовительный (информационно-аналитический)

Анкетирование родителей

Выявить уровень развития связной речи детей

Выбор темы проекта. Разработка гипотезы, цели и задач проекта.

Подбор художественной и методической литературы.

Развитие мотивации участников проекта.

II.                 Организационный

Изучение учебно-методической материала и литературы.

Пополнить настольными дидактическими и развивающими играми

Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

Познакомить детей с видами игр с региональным компонентом

Разработка технологии по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи

Консультации для родителей и воспитателей по теме проекта

Разработка плана работы на учебный год по развитию связной речи детей посредством внедрения национального регионального компонента в игровой деятельности

III. Практический

Реализация технологии по развитию связной речи в системе воспитательной работы в группе, в интеграции НОД и игровой деятельности

Работа с родителями, (изготовление игр, атрибутов театра, пособий по развитию связной речи).

Реализация разработанного плана работы на учебный год по развитию связной речи

IV. Заключи-тельный

 Анализ результатов реализации проекта;

Презентация проекта;

Размещение информации о проведении проекта на сайте детского сада;

Составление методических рекомендаций для воспитателей и родителей по внедрению национального регионального компонента в игровой деятельности.

Оформление выставки совместной работы родителей с детьми.

Обобщение работы, оформление проекта для участия в конкурсе.


Этапы проекта:
Этапы
Первый этап организационный (подготовительный)
·           Выдвижение гипотезы,
определение цели и задач проекта.
·           Изучение необходимой литературы, подбор методического материала.
·           Разработка тематического плана для реализации проекта.
·           Диагностирование детей совместно с педагогом-психологом.
Анкетирование родителей
Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях.
Считают ли родители что их ребенок хорошо разговаривает, соответственно возрастным возможностям?
да – 75%; наверно – 14%; нет –1%
Имеются ли дидактические игрушки по возрасту?
У всех имеются 100%.
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников?
У одного родителя речевые нарушения.
Как часто занимаются ребенком дома?
Каждый день – 6 детей (43%). По возможности – 5 детей (36%). По выходным – 3 детей (21 %)
Второй этап практический (реализация намеченных планов)
·           Работа с детьми.
·           Совместная работа со специалистами ДОУ.
Родительское собрание тема: «Влияние игры на речь ребенка»
Анкетирование «Развитие речи детей».
Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации).
Индивидуальные беседы.
Оформление стенда на тему: «Играя развиваем речь»; буклетов, памяток.
Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.
Виды деятельности
1. Дидактические игры:
·           «На игрушку посмотри и картину подбери»
·           «Собери картинку»
·           «Когда это бывает?»
·           «Найди такой же предмет»
·           «Лото» «Вкладыши»
·           «Большой – маленький»
·           Домино «Олонхо геройдара»
·           Хартынананы танан оҥор «Саха иһитттэрэ»
·           «Булчут тэриллэрэ»
·           «Саха балаҕана» кинигэ
·           «Туйаараны уонна Мичили таҥыннар»
·           «Төрөьүт түөлбэм мин Дьулэйим»
Театрализованная деятельность
Настольный театр, пальчиковый театр.
Инсценировка русских народных сказок:
·           «Репка»
·           «Колобок»
Театрализованное представление сказок:
·           «Колобок»
·           «Кошккин дом»
·           «Таал-таал эмиэхсин»
Третий этап заключительный:
·           Диагностирование детей с целью определения уровня развития связной речи детей в ходе реализации проекта.
·           Анализ результатов реализации проекта.
·           Презентация проекта.
Буклет для родителей «Игры для развития речи»
Итоговое мероприятие «Играем и речь развиваем!»
Отчет ходе реализации проекта на педсовете
Методическая разработка «Игры с национальным региональным компонентом»»
Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:
- Создание культурно-развивающей среды в ДОУ;
- Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования;
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума;
- Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность;
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Ожидаемые результаты проекта:
Ожидаемые результаты проекта: повысится интерес детей к познавательной и игровой деятельности, дети будут охотно включаются в игры с региональным компонентом уровень развития связной речи детей с общим недоразвитием речи повысится за счет расширения реальных представлений о мире и включения в игровую деятельность игр с региональным содержанием,разработка консультаций, методических рекомендаций для воспитателей и родителей, подбор методической и художественной литературы; разработка и оформление пособий и игр по развитию связной речи, выставок, фотоматериалов в соответствии с этапами проекта; размещение статей по теме проекта на сайте детского сада, Пополнение речевого центра, книжного центра и игрового центра развивающими играми с региональным компонентом.
Выводы:
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме.
Отмечается норма в развитии активной речи 12 детей (75%); отставание – 4 ребенка (25%); Списочный состав 16 детей.
Большое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды.
Созданы условия для проведения дидактических игр.
В группе оформили развивающую пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для развития, мелкой моторики, воображения, связной речи.
Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми.
Список использованной литературы
1. Развиваем связную речь у дошкольников в общении: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ сост. А. М. Орлова.—Мозырь: Белый Ветер, 2010.—113 c.
2. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.—Минск: Нац. Ин-т образования, 2012.—184 с.
3. Гризик Т. "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи", N 6, 2000.

Август 2020