Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Фатыкова Оксана Петровна,
учитель коррекционных классов,
МБОУ «Кыласовская СОШ»,
Кунгурский муниципальный район, с. Кыласово
Образование обучающихся с ОВЗ является не только одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации, но и это одно из основных и неотъемлемых условий успешной социализации лиц с ОВЗ, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В рамках модернизации российского образования создается образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
К задачам модернизации относятся:
·           обеспечение доступности качественного образования;
·           индивидуализация образования;
·           дифференциация образования;
·           систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
·           создание условий для достижения нового современного качества общего образования. С целью решения данных задач в учебный процесс происходит внедрение информационно-коммуникационных технологий.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения:
·           при объяснении нового материала,
·           при контроле знаний,
·           при закреплении,
·           при обобщении и систематизации материала.
Но немаловажным условием организации ЦОС является и систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ОВЗ. Одна из важнейших задач ФГОС НОО для детей с ОВЗ – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия. Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.
С одной стороны, дети с ОВЗ имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. С другой стороны, цифровые технологии имеют огромное влияние на ребенка, который уже не представляет своей жизни без современных мобильных устройств. В использовании смартфонов детьми есть и преимущества, и недостатки. Как сохранить физическое и психическое здоровье детей в эпоху цифровых технологий?
Провожу свои уроки и занятия внеурочной деятельности с обязательным включением элементов здоровьесберегающих технологий: физминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, обязательна смена видов деятельности, дыхательная и артикуляционная гимнастики, различные игры, релаксация, сказкотерапия. Дети сами пытаются сочинять сказки, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Традиционными стали занятия программы внеурочной деятельности «Здоровье - это здорово», на которых рассматриваем такие темы, как «Дружи с водой», «Забота о глазах», «Уход за ушами», «Как правильно заботиться о зубах», «Забота о коже», «Как следует питаться», «Как сделать сон полезным?», «Настроение в школе и после неё», «Вредные привычки», «Как правильно закаляться», «Правила поведения на воде», «Правила поведения в лесу», «Правила использования телефона, планшета и компьютера» и многие другие. На занятиях мотивирую обучающихся на оздоровительную деятельность. Работа строится в личностно-ориентированном направлении. Познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям, сказочные и игровые сюжеты и персонажи, а также практические задания (тренинг, оздоровительные минутки) наполняют содержание занятий. Примеры оздоровительных минуток: потянуться 2-3 раза; сесть ровно и спокойно подышать, а значит отдохнуть; сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции; помассировать пальцы; помассировать мочки ушей; сделать упражнения для осанки; изобразить какое-либо животное. Дети с большим желанием выступают в роли учителя и сами проводят любимые минутки друг с другом. Навыки гигиенического поведения прививаю в изобразительной и театрализованной деятельности. Занятия требуют творческого подхода, использую нетрадиционные формы организации: экскурсии, путешествия, деловые игры, праздники, викторины, КТД, проводим опыты. Совместно с детьми разрабатываем памятки. Обсуждаем с детьми вопросы, касающиеся не только здоровья, но и привлекающие к здоровому образу жизни. Занятия по программе «Здоровье – это здорово» способствуют формированию у обучающихся с ОВЗ гигиенических навыков, основы безопасности жизнедеятельности, физическое воспитание, а также физическое и психическое саморазвитие.
Для осуществления преемственности формирования ЗОЖ у детей необходима совместная работа родителей и педагога. Именно они прививают элементарные навыки гигиенической культуры, отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим и психическим здоровьем ребенка. Для родителей провела родительские собрания «Мобильный телефон в жизни школьника», «Здоровье и безопасность в цифровом мире». Собрания носили практическую значимость, родителями были разработаны памятки «Правила использования мобильного телефона ребёнком» и «Правила безопасного поведения в виртуальном мире». Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса. Взрослые не смогут оградить детей от влияния современных гаджетов, но изменить ситуацию возможно, прививая навыки здорового образа жизни.
Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся в цифровой образовательной среде, я целенаправленно работаю над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, использую в своей работе методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с нарушением интеллекта.
Август 2020