Высшая школа делового администрирования
Конференции

МОЗАИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Веретельников Олег Геннадьевич,
учитель истории, обществознания и ОБЖ,
МОУ Первомайская СОШ №5,
пгт Первомайский, Забайкальский край

Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности,

заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

Л.С. Выготский

Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей. Мозаикой называется узор, выложенный на различных поверхностях (стенах, полу, потолке). Материалом мозаики может служить, как керамика и стекло, смальта, дерево, так и простые камни.
Возможно, вы подумаете, что речь пойдёт о строительном ремесле, о новой технологии производства мозаики и новому виду (способу) укладки мозаичного полотна….
А речь пойдёт о другом искусстве, о мозаике педагогического сотрудничества. Почему мозаике, да потому что в самом слове таится само изящество и грация, красота и загадка, чувства и эмоции. Ведь педагогическое сотрудничество состоит из многих элементов, это словно мозаика, если всё вместе сложить, перед нами откроется красивая картина, наполненная внутренним содержанием, шедевр, созданный мастером. Чтобы создать шедевр пройдёт немало времени и его создателям потребуется немало сил, энергии и знаний для воплощения идеи в реальность. Так и между педагогом, учениками и родителями по крупице слаживаются взаимоотношения, уходят годы терпеливого труда всех участников для формирования личности, всесторонне развитой, гармоничной. Как воплотить мечту в реальность, дать обществу мобильную, гармоничную, умную, интеллигентную, здоровую и жизнерадостную личность, настоящего патриота своей страны, ученика и работника, стремящегося постигать знания и умения и успешно реализовываться в труде, повседневной жизни. Ответ в моей статье. Приглашаю в интересный мир педагоги и психологии, в мир мозаики педагогического сотрудничества.
В современном информационном обществе у большого количества участников под рукой находятся все необходимые инструменты для получения информации, а бесконтактное дистантное общение позволяет получить готовый анализ информации без каких-либо вычислений и критического анализа. Глобализация мира насаждает элементы массовой культуры, готовая информация не даёт возможность найти решение той или иной проблемы, вырастает человек потребитель. Поэтому важнейшей задачей современного учителя является научить и воспитать человека думающего, умеющего отвергать ненужную или неверную информацию, рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся, выделяя при этом причинно-следственные связи и понимая, как различные части информации связаны между собой, находить ошибки и делать из этого правильные выводы. Как это сделать? Ответ как это банально не прозвучало, прост: нужно научить обучающихся ориентироваться не на получение готовых знаний, а научить обучающихся вовлекаться в процесс поиска, исследования, в процессе которого он ставит самостоятельно перед собой задачи, решает их и делает рефлексию собственных жизненных решений и поступков. Вы скажете: а как замотивировать обучающегося учиться? А вот в этом, на мой взгляд, и состоит талант педагога, суметь направить, побудить обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Вы скажете, а если ребёнок сознательно не хочет обучаться, да и интеллектуальные возможности у детей разные, как тогда? Тогда реально необходимо развивать систему стимулирования и мотивации в обучении, ведь понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки. Педагогу нужно найти нужный ключик для такого ребёнка, а в этом ему нужно опираться на достижения педагогики, психологии, других наук современного общества. Если ребёнок увлекается играми, заинтересовать его через игру, имея в своём арсенале педагогические приемы, чётко следовать основным принципам педагогической техники, это словно мозаика, каждый элемент дополняет и поддерживает друг друга, создаёт целое, систему, некую модель своего «Я» мироздания, а выпадение одного элементов из целого может не дать полную картину. Поэтому в работе нужно придерживаться пяти основных принципов педагогической техники: принципа свободы выбора - в любом обучающем действии необходимо предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием: право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор; принципа открытости - не только давать знания - но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса; принципа деятельности - освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; принципа обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи; принципа идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся. Чем выше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. А приемы педагогической техники на уроках гуманитарного цикла просто разнообразны, главное: мотивы и мотивация является движущей силой процесса обучения и усвоения информации и материала. Поэтому педагогу просто необходимо систематически пополнять свой багаж знаний, опираться на достижения мировой и отечественной педагогики. Последние события, связанные с COVID–19 подтолкнули по-новому взглянуть на отечественное образование, мировая пандемия стимулировала, мотивировала миллионы людей к обучению, изменилось внутреннее сознание людей. Мотивация не только ориентировала на самостоятельное приобретения знаний и развития активной жизненной позиции, но и на обучение других, все вовлеклись в процесс интерактивного обучения. Внешний фактор COVID–19 сыграл роль фактора мотивации в обучении, значит, ресурсы нашего организма реально безграничны и можем всегда найти внутренний фактор мотивации, что позволяет умело преодолевать жизненные проблемы и трудности, умело действовать в жизненных ситуациях современной действительности и приобщаться вместе к мировой культуре, познавать своё «Я», становиться человеком мира, настоящим профессионалом, гражданином и человеком.

Август 2020