Конференции

    ОБУЧАЮЩАЯ СТРУКТУРА СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ «TEAMBUILDING» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР

    Цыганенко Елена Николаевна,
    учитель английского языка,
    МБУ “Школа № 91”,
    г. Тольятти
    Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы.
    К сожалению, можно констатировать, что во всем мире отмечается увеличение числа детей с особыми образовательными потребностями, поэтому проблема трудности в обучении детей, имеющих задержку психического развития, стала одной из актуальных на сегодняшний день. По данным Министерства образования РФ к 2010 году количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14-15%, а с ЗПР увеличилось в 2 раза, из года в год статистика продолжает расти.
    Основные характеристики детей с ЗПР
    * Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость при интеллектуальной нагрузке;
    * Замедленная включаемость в работу;
    * Низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; нарушение скорости переключения внимания, объем внимания снижен;
    * Незрелость эмоциональной сферы и мотивации; неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность;
    * Трудность при переключении с одного вида деятельности на другой.
    * Недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений;
    * Незрелость мышления, преобладание внеучебных интересов;
    * Ограниченность памяти в объеме, преобладает кратковременная над долговременной;
    * Развитие наглядно-действенное мышления в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
    Иностранный язык для учащихся с ЗПР является недосягаемой вершиной.
    По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (по Сивкову), т.е. иностранный язык находится на втором месте после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервой деятельности учащихся, что приводит к снижению активного внимания, тем более у учащихся с ЗПР.
    Основная цель обучения - развивающая, а не практическое владение языком - «не знания, а развитие». Специфика обучения английскому языку детей с ЗПР предполагает использование на уроках большого количества игрового, занимательного материала и наличие зрительных опорных схем, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур.
    Большая часть программного материала берется только в качестве ознакомления.
    Следует исключить малоупотребительную лексику, расширять словарный запас на основе интернациональных слов.
    Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц.
    В моем классе двое учащихся с ЗПР. Каждый ребенок с ЗПР нуждается в индивидуальном подходе, поэтому в работе с такими детьми для освоения, например, лексических единиц я использую следующие приемы:
    -расставь буквы в правильном порядке (unscramble the word),
    -найди новые слова или словосочетания в змейке (word snake),
    -вставь пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word),
    -игра «снежный ком» (snowball),
    -проведи линию от картинки к слову,
    -раздели слова на смысловые группы (одежда, посуда, животные).
    -соедини половинки слов stu dent, sis ter, win dow.
    Для освоения и закрепления грамматического материала большим подспорьем являются дидактические игры, например, игра «Вчера, сегодня, завтра».
    У ученика большая карта, у меня маленькие картинки. Я зачитываю по-английски первую часть диалога, учащийся ищет на большой карте картинку, на которой был бы дан весь диалог, зачитывает ответную реплику и получает от меня картинку.
    Учитывая, что одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения учащихся с ЗПР является социальная адаптация, наряду с индивидуальной работой на уроке я делю класс на малые группы и использую структуру Teambuilding.
    Что такое Teambuilding?
    Сингапурская методика обучения. Метод кооперативного обучения - это вариант обучения в сотрудничестве, связанный с большим разнообразием обучающих структур.
    Сингапурская методика обучения очень похожа на советские и российские разработки Выготского, Эльконина и Давыдова. Однако в Восточной Азии их довели до технологии. Специалисты из Сингапура признают, что, создавая данную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт, систематизировав его в обучающие структуры, дали четкие алгоритмы их применения. Главное – коллективное.
    Методика не требует изменения урока, а предусматривает проведение одной части новым методом – с применением одной, двух структур.
    Анализируя работу учащихся на уроках, могу сказать, что один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают. Используя систему Teambuilding, учащимся приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У детей развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных.
    Рассмотрим урок в 7-м классе по учебнику Spotlight. Module 6 B―Teen Camps. Традиционный урок предполагает фронтальный опрос. Обучение основывается на принципе «учитель – ученик», за урок успевают ответить, как правило, три-пять учеников. В центре такого урока учитель — источник информации. Поэтому и ученические столы расставлены соответствующим образом, чтобы все ученики сидели лицом к доске, к учителю. В сингапурской методике обучения все не так.
    Структура МЭНЭДЖМЭТ - инструмент для управления классом. Дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке.
    Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу) для организации эффективного учебного процесса в командах.

    Организационный момент. Ребятам дается задание поприветствовать друг друга.
    - Партнеры по плечу дайте «пять» друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
    Для дальнейшей работы необходимо составить словосочетания, которые ребята будут использовать в речи. Для этого прошу учеников в командах заполнить пропуски правильными глаголами.
    Следующее задание.
    Каждая команда в течение 3-4 минут обдумывает и пишет, чем любит заниматься летом.
    Для этого они складывают чистый лист бумаги так, что образуют три треугольника в верхней части (как будто начинают делать самолетик) и один длинный узкий прямоугольник в нижней. На двух крайних треугольниках и нижнем прямоугольнике проставляются цифры 1, 2, 3.
    Центральный треугольник подписывается ―Everybodу –Все.
    Каждый участник команды проговаривает одно из своих увлечений, остальные участники слушают и знаком (большой палец вверх /вниз) показывают, занимаются они тем же летом или нет. Если все участники команды поднимают большой палец вверх, то предложение записывается в центральный треугольник (Все). Если согласны трое — в прямоугольник под номером 3, двое — во второй треугольник и т. д. И так по кругу, пока не истечет заданное время (7-8 мин). В итоге получается несколько словосочетаний, записанных в определенных частях листка.

    На следующем этапе фронтальной работы я спрашиваю, в какой команде есть предложение в первом (втором, центральном) треугольнике, и прошу каждого из участников команды сообщить всему классу: „Один (двое, трое) из нас… (любят играть в волейбол, футбол и т.д.).” Корректирую предложения при необходимости. Ученики сами могут исправить свои ошибки, если их заметили (2 мин).
    Заключительным этапом, исходя из интересов, предпочтений группы, учащийся с ОВЗ делает вывод, в какой лагерь лучше всего поехать каждому члену команды (Misha would better go to Adventure Camp, Valeriya would better go to Teach Camp и т.д.) и объясняет, почему он сделал такой вывод, повторяя словосочетания в предложении:..because Misha likes rafting, Valeriya likes making а webpage и т.д.
    Таким образом, ученик начинает использовать в речи словосочетания, которые в начале командной работы вызывали у него трудности.
    Вывод
    Использование структуры Teambuilding дает полное вовлечение в работу всех обучаемых. Дети в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
    Обучающая структура Teambuilding в отличие от традиционной групповой работы предусматривает создание не просто группы, а команды учащихся, где результат работы зависит от личного вклада каждого ее члена в достижении цели, в тесном взаимодействии. Без ответа учащегося с ЗПР не будет достигнута цель, поставленная перед командой, - листочек-самолетик заполнен не будет. У ребят развивается устная речь, коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность, повышается мотивация к изучаемому предмету.
    Август 2020