Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

АВТОРСКИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

Галушкина Наталья Валерьевна,
учитель музыки,
МАОУ гимназия №49,
г. Тюмень
Важная задача в формировании музыкальной культуры детей, это развитие певческого голоса детей. Применение музыкальных основ в вокально-хоровой деятельности младших школьников развивает певческий голос. Под развитием певческого голоса мы понимаем качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и его звучания. К ним относятся:
1.         Анатомическое развитие голоса на фоне роста всего детского организма;
2.         Функциональное развитие центральных отделов мозга, управляющим певческим процессом и всей обратной связи голоса и слуха.
3.         Развитие качества звучания голоса: его тембра, певческого диапазона, интонирования, четкости дикции, певческого дыхания, которые развиваются с ростом ребенка.
4.         Развитие вокального слуха и музыкально-слуховых представлений;
5.         Взаимосвязь слухового восприятия звука с воспроизведением голосом этого звука.
Развить всесторонне творческую личность учащегося без певческой культуры невозможно. Певческая культура, огромный источник вдохновения, она обладает разными возможностями для развития у детей слуха, интонации, дыхания и т.д. Во все времена истории человечества певческая культура играла важную роль в развитии творческого потенциала личности. Согласно концепции Л.А. Венгрус, приобщить школьника к формированию музыкальной культуры возможно с помощью пения.
Анализ развития певческого голоса у младших школьников в формировании музыкальной культуры детей требует определения основных ориентиров осуществления в вокально-хоровой деятельности, т.е. методологических подходов. Основные подходы в методике музыкального воспитания рассматриваются в работах различных педагогов. Из них выделено:
Деятельностный подход характерен для развивающего обучения. Развёрнутая учебная деятельность осуществляется там, где учитель систематически создаёт условия, требующие от учащихся «открытия» знаний о предмете посредством экспериментирования с ним. Важным является создание таких условий для воспитанников, когда он занимает позицию субъекта деятельности, а не исполнителя предписаний. Важным условием деятельностного подхода является выявление и освоение школьниками способа действия для осознанного применения знаний. Как пишет Н.Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет какие-то действия с ними.
Необходимо, на наш взгляд, отметить важное значение личностного подхода в музыкальном воспитании у младших школьников. Суть личностного подхода в том, что он ориентирован на личность как цель, объект, субъект, результат. Главный критерий эффективности педагогического процесса.
Деятельностный и личностный подходы служат основой организации образовательного процесса, который основывается на психологических теориях личности и деятельности. Данный подход обосновывает необходимость различных видов деятельности для формирования разносторонне развитой личности. Согласно этому подходу вокально-хоровая деятельность младших школьников во внеурочной деятельности стимулирует самообразование и самовоспитание детей в области музыкального исполнительства.
Для развития певческого голоса, необходимо использовать соответствующие методы и приёмы. Современное образование младших школьников в образовательных учреждениях основывается с одной стороны на традиционных формах обучения, с другой стороны ведёт активный поиск новых методов и приёмов в вокально-хоровой деятельности. Различают широкий и узкий смысл термина «метод». Широкий смысл термина «метод» музыкального образования определяется совокупностью педагогических способов, решающих поставленные задачи и усвоение содержания музыкального образования. Узкий смысл термина «метод» музыкального образования рассматривается как конкретный приём, направленным на изучение музыкального опыта и отношения к музыке, музыкальной культуре, музыкальных знаний, умений.
К общепедагогическим методам относят группу методов:
-          по источнику знаний (практический, наглядный, словесный);
-          по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков и т.д.);
-          по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, методы контроля и т.д.).
Словесный метод – передача информации, направленная на духовное общение ребенка с музыкальным искусством, эффективность этого метода была отмечена отечественным ученым Н.М. Скаткиным.
Д.Б. Кабалевский предложил методы: «забегания вперёд» и «возвращене к пройденному», методы проблемного обучения и другие методы.
Метод показа и подражания уместен при типичности голоса педагога и учащегося, но не следует употреблять им так часто, чтобы не перегрузить голос учащегося. Данный метод применяется на первых этапа вокально-технической работы.
Метод воздействия на сознание переплетается с методом показа и подражания. Они дополняют другу друга.
В программе «Музыкальное искусство» Л.В. Школяр предложила метод музыкального развития детей – моделирование художественно-творческого процесса. Предложенный метод развивает в детях воображение и позволяет построить урок таким образом, чтобы ученик каждый раз ощущал рождение новой музыки.
Педагогика музыкального образования выделяет группу методов, основанных на специфике музыкального искусства:
-          метод наблюдения за музыкой (не обучения ей), метод не навязывать, а убеждать музыкой был отмечен Б.В. Асафьевым;
-          метод сопереживания был предложен Н.А. Ветлугиной;
-          метод музыкального обобщения, размышление о музыке был введен Э.Б. Абдуллиным и Д.Б. Кабалевским;
-          метод музыкального собеседования был разработан
-          Л.А. Безбородовой.
Л.А. Венгрус предлагает осуществлять музыкальное обучение на основе метода упражнений. В практике вокально-хоровой работы с детьми, основное и особое место занимает метод вокально-хоровых упражнений. На начальном этапе развития певческого голоса упражнения (специальные повторяющиеся действия), эффективно применяются в практике работы с детьми.
Как бы уникальна не была каждая вокальная методика, результат будет только тогда, когда будет сохранён ряд условий. Из практики следует, в основе музыкальной деятельности педагогов лежит эмпатийность, влияющая на результат педагогического процесса. В итоге мы видим, что на уроке музыки (так, как это вид искусства) большое значение играют эмоции и чувства. Учитель, который не контролирует, не следит за эмоциональным состоянием учащегося, не достигнет контакта с ним. Немаловажную роль в певческой деятельности играет роль слуха педагога, его слуховая чуткость.
Метод вокального обучения строится на основе представления о регистровых возможностях детского голоса. Г.П. Стулова опирается на традиционные методы вокального обучения и воспитания. При помощи определенных методов можно целенаправленно управлять звукообразованием у детей в любом голосовом регистре: развить тембр, диапазон, силу голоса и другие вокальные возможности.
Многолетний опыт показывает, что вокальные методы разнообразны и сложны, в них содержится обобщение педагогического опыта известных педагогов-музыкантов. Использование методов в процессе вокально-хоровой работы с детьми зависит от конкретных задач, ставящихся перед ними. Поэтому, прежде чем раскрывать методы вокального обучения рассмотрим основные вокально-хоровые навыки, которые необходимо развивать в процессе певческой деятельности. Они являются важнейшим средством и одной из главных задач в развитии певческого голоса у младших школьников. В вокальной педагогике к основным вокально-хоровым навыкам относят: певческую установку, певческую позицию, певческое дыхание, звукообразование, артикуляцию и дикцию.
О значимости певческого дыхания говорят все педагоги-вокалисты, но мнения о подходах у всех разные. По мнению О.П. Павлищевой – «Искусство пения есть искусство дыхания». В своих работах автор отмечает, что дыхание должно быть коротким и быстрым, но при этом глубоким и полным.
А.Г. Менабени утверждает, что в грудную клетку не следует брать большое количества воздуха, вдох глубокий и полный, воздух берется в нижний отдел грудной клетки. При этом мягкое небо должно находится в приподнятом состоянии, близком к зевку (полузевку).
Большое влияние на развитие певческого голоса учащегося имеет дикция и артикуляция. Дикция – это отчётливое произношение слов. С.Н. Богаченко выделяет несколько задач вокальной дикции:
- развить отчётливость вокальных слов.
- речевая интонация в вокальном слове должна быть естественна.
- вокальное слово не должно мешать развитию певческого звука.
В процессе развития певческого голоса выделяют навык звукообразования.
Э.Б. Абдулин так же выделяет звукообразование, как основополагающий навык, среди остальных навыков пения. Ю.Б. Алиев в своих методических работах подчёркивал, что в основе звукообразования лежит связное, плавное пение, основанное на хорошей подаче звука.
Основатель русской вокальной школы, русский педагог, музыкант и композитор
М.И. Глинка, одним из первых ввел методику вокального обучения концентрический метод, получивший в дальнейшем широкое распространение. Он основан на плавности звучания на всем диапазоне голоса, свободном голосообразовании, пение без усилий и напряжения, со средней динамикой звука и точным попаданием в звук.
Широкое распространение в вокальной педагогике получил фонетический метод. Этот метод в работе с детьми используется как способ настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания. Например, в упражнениях на выравнивание гласных. Если хорошо звучит гласный «а», то следует начинать развитие певческого голоса с этого звука, без толчка и перерыва в звучании. На начальных этапах работы с хором, советский педагог, хормейстер А.В. Свешников предложил широко зевать перед каждым занятием с хором, но не петь на зевке. Этим методом пользуются практически все педагоги музыканты.
Следующий метод – метод мысленного пения. Он так же часто применяется в вокальной практике. Этот метод хорошо развивает музыкальный слух у детей. Мысленное пение – это основа развития вокально-слуховых представлений. Педагог, профессор Г.М. Цыпин считает этот метод основным в развитии внутри слухового представления учащегося.
Метод сравнительного анализа в вокальной практике используется, когда вокалист, дает свою оценку звучания голоса. При сравнении различных звуков, отделяет правильное звучание от неправильного. В этом методе развивается не только слух, но и самооценка.
Хоровое пение наиболее благоприятно влияет на воспитание личности учащегося. Пение не только положительно влияет на поведение учащихся, оно физически укрепляет здоровье человека. ФГОС основного общего образования предъявляет требования к программе музыкального воспитания к школьникам, ставит цели и задачи, чтобы получить ожидаемый результат.
Педагогика музыкального образования имеет свои собственные методы, которые обусловлены эстетической и интонационной природой музыкального искусства.
Результат, ради которого был выбран тот или иной метод, является условием выбора приёмов.
Методический приём – это часть метода, деталь метода обучения, его составная часть в той работе, которая происходит при применении данного метода. Методический приём музыкального обучения – это кратковременная взаимосвязь учителя с учеником, при которой происходит передача и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
Приём вокального обучения – это элемент метода, часть метода, например, показ действий в процессе певческой деятельности. При выборе наиболее эффективных приёмов, необходимо рассматривать опыт педагогов-музыкантов, методистов Ю.Б. Алиева, Н.Л. Гродзенской, М.С. Осенневой, Г.П. Стуловой и др. Выделим самые широко используемые вокальные приёмы развития вокального слуха и певческого голоса.
Например, следующие приёмы направлены на развитие вокального слуха, с помощью которых развивается слуховое восприятие и представление. Внимательно слушать показ учителя, с целью точного повторения и освоение теоретических понятий о певческом звуке, выразительности; анализ прослушанных произведений с целью выбора лучшего; настройка голосового аппарата на определенную тональность в начале пения; пение «по цепочке»; анализ пения на цепном дыхании, а капельного пения и др.
Например, могут быть использованы следующие приемы, направленные на развитие певческого голоса у младших школьников. Представление «в уме» первого звука до начала его воспроизведения и проговаривание текста на пиано, что разрабатывает мускулатуру и сохраняет опору звука. Пропевание мелодии на слог «ю» для выравнивания тембра звучания, при нисходящем звучании, нижний звук представляем как верхний. Беззвучная артикуляция при мысленном пении, речевая декламация, вариативность заданий при пении упражнений и разучивании песен и др.
Таким образом, методы и приёмы тесно связаны межу собой. Использование в вокально-хоровой работе различных методов и приёмов в формировании музыкальной культуры детей, помогает в певческой деятельности учащимся развить певческий голос. В основе каждого метода лежит совокупность приёмов. Методы и приёмы сложны и многогранны. Качество пения при вокально-хоровой работе зависит от применения методов и приёмов, которое делает наше пение правильным и выразительным.
Август 2020