учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ,
с. Константиновка
Социальное проектирование - вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Применение проектных технологий можно обнаружить даже в далекой древности. Любое из семи чудес света можно в определенном смысле рассматривать как осуществленные социальные проекты.
За Россией (СССР) остается приоритет в применении социального проектирования на макросоциальном уровне: первые советские пятилетние планы развития народного хозяйства (пятилетки) безусловно представляют собой не только крупнейшие экономические, но и социальные проекты, подготовка которых учитывала новейшие идеи советских экономистов и социологов. Но и на микро социальном уровне наши достижения в этой области были впечатляющими. Выдающееся значение имеют социальные проекты А. С. Макаренко по работе с беспризорниками и малолетними преступниками, сегодня изучаемые социальными работниками и социальными педагогами во всем мире.
После того, как в большинстве образовательных организаций Самарской области стал активно внедряться курс «Основы жизненного самоопределения», на базе областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования начал функционировать региональный Центр гражданского образования. В 2001 г. школы Самарской области приняли активное участие во Всероссийской акции "Я - гражданин России".
Социальным проектированием старшеклассники нашей школы занимаются с 2004 года в рамках вышеупомянутой акции. В тот период времени я работала заместителем директора по ВР и благодаря инициативе и ответственности обучающихся, этот вид деятельности принёс свои результаты.
Первым этапом нашей работы было ознакомление и работа по схеме «Что? Зачем? Почему?»
Сущность социального проектирования.
Базовой образовательной технологией, поддерживающий компетентностно – ориентированный подход в образовании, является метод проектов.
Метод проектов по своей дидактической сути нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Этапы проектной деятельности:
· разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);
· реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);
· оценка результатов проекта (нового/измененного состояния реальности).
Термин "проектирование" (происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед) - это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.
Социальное проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.
Социальное проектирование – это технология решения социальных проблем.
Социальное проектирование - это процесс конструирования желаемых состояний будущего.
Социальное проектирование – это перспективная технология использования социологического знания.
Технология социального проектирования
Цель социального проектирования в школе:
· привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;
· включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Задачи социального проектирования:
· повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;
· закрепление навыков командной работы;
· совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
Основные требования к социальному проекту:
· Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам).
· Целостность.
· Последовательность и связность.
· Объективность и обоснованность.
· Компетентность автора и персонала.
· Жизнеспособность.
Работа над социальным проектом
Первый раздел.
Разработка социального проекта, его подготовка к реализации
силами самих школьников.
Шаг № 1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время.
Шаг № 2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе.
Шаг № 3. Определение целей и задач социальной проблемы.
Шаг № 4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.
Шаг № 5. Составление детального плана работы.
Шаг № 6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана.
Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе.
Шаг № 8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования.
Шаг № 9. Составления бюджета проекта.
Шаг № 10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом.
Шаг № 11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям.
Шаг №12. Формирование общественного мнения в местном сообществе.
Второй раздел.
Реализация разработанного проекта силами инициативной группы школьников.
Шаг №13. Составление деловых предложений по разработанному проекту.
Шаг №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.
Шаг №15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами.
Шаг №16. Получение необходимых ресурсов.
Шаг №17. Проведение плановых мероприятий.
Шаг №18. Контроль и оценка выполнения плана.
Шаг №19. Корректировка реализации проекта.
Третий раздел.
Подведение итогов работы над социальным проектом.
Шаг №20. Анализ результатов работы по проекту.
Шаг №21. Информирование общественности о результатах реализации проекта.
Ожидаемые результаты социального проектирования:
· Повышенная социальная активность старшеклассников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
· Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.
· Реальный вклад старшеклассников в изменение социальной ситуации в местном сообществе.
· Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры школьников.
· Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
· Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.
За период с 2004 по 2017 учебные года старшеклассниками школы было реализовано 8 социальных проектов разнообразной направленности.
С сентября 2017 года я работаю учителем начальных классов. И в прошлом учебном году с учащимися 4 класса мы придумали и воплотили в жизнь довольно трудоёмкую работу «Сезонное дерево» для воспитанников детского сада. Работали над проектом весь учебный год, ведь учащихся в классе всего 5 человек! Для меня это был первый опыт работы над социальным проектом с младшими учениками. Итог был просто великолепен и доставил радость малышам из детского сада.
Таблица 1. Итоги социальных проектов
Название проекта
Результативность
Социальный проект
«Парк памяти»
Участники
Социальный проект «Футбольное поле»
1 место в районе
победа в номинации «Спорт» - область
футбольное поле действует
Социальный проект
«Вода-это жизнь!»
1 место в районе
Социальный проект
«История школы»
2 место в районе
с историей нашей школы можно ознакомиться на сайте
Социальный проект «Пляж»
2 место в районе
пляж действовал
Социальный проект «Красный, желтый, зелёный»
2 место в районе
знаки установили
Социальный проект «Уголок отдыха»
2 место в районе
Социальный проект
«Твори добро»
1 место в районе
участие
в областном заочном этапе
Социальный проект
«Сезонное дерево»
сезонное дерево познавательный тренажёр
Вовлечение учащихся в социальное проектирование дало положительные результаты и расширило кругозор в социуме, позволило развить коммуникативные, организаторские компетентности учащихся, повысился уровень сформированности гражданственности, чувство ответственности и сопричастности к общественным делам школы, села.
Значимость социального проектирования для формирования гражданских компетентностей школьников:
- получение первого опыты создания и влияния на общественную политику, помогает сформировать локальную юношескую микромодель гражданского общества;
- социальное проектирование ориентировано на деятельностное изучение различных аспектов функционирования социума и является хорошим средством вовлечения учащихся в общественную практику;
- социальное проектирование соотносит проблемы местного сообщества с фундаментальными ценностями демократии, закона, принципами деятельности различных структур власти и, тем самым, помогает школьникам компетентно и конституционно отстаивать свои интересы и интересы различных социальных слоев, становиться активными и ответственными гражданами.
Фотографии 1-2. Оформление игрового уголка для воспитанников СП-детский сад «Чебурашка»
Фотография 3. Работа над проектом «Уголок отдыха»
Фотографии 4-6. Сезонное дерево
Библиографический список
1. Проект «Гражданин»: методика и практика реализации. Составитель В.П. Пахомов. Самара. Издательство ООО «НТЦ», 2001. - 78с.
2.Электронный ресурс https://www.referat911.ru/Sociologiya/istoriya-razvitiya-i-stanovleniya-socialnogo/594184-3481995-place5.html.