Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кандаева Ирина Вячеславовна,
воспитатель,
МБДОУ д/с №11 «Гнездышко»,
г. Йошкар-Ола
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникатив-ное развитие».
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших принципов является принцип интеграции образовательных областей, т.е связанность, взаимодействие и взаимопроникновение всех или отдельных областей образования, обеспечивающий дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию обучения и практическое взаимодействие детей и взрослых (включая родителей), предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития воспитанников. Спецификой проектного метода является его комплексный интегрированный характер.
Исходя из этого перед нами ставились следующие цели и задачи:
Цель: воспитание гуманной, толерантной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, осуществляющей системный и интегрированный подход к развитию нравственно-патриотических чувств у воспитанников.
Задачи:
1. формирование представлений детей о семье, своей малой родине, России, как о родной стране;
2. формирование чувства привязанности к близким, своему дому, детскому саду, друзьям;
3. формирование чувства любви к своему родному краю и стране на основе приобщения к родной природе;
4. воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России, знакомства с историческими фактами страны;
5. воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России, средствами эстетического воспитания: музыкальная и театрализованная деятельность, изобразительная деятельность, художественное слово и др.;
6. привлечение родителей к активному участию в организации деятельности дошкольного учреждения;
7. реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС.
Предполагаемый результат:
Дети: Освоение детьми доступных знаний об истории и природе родного края, города.
Расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений.
Формирование системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей, обогащение знаний детей.
Формирование элементарных проектно-исследовательских умений и навыков.
Родители: Создание положительного эмоционального микроклимата, взаимодействия с родителями.
Повышение педагогической грамотности и компетентности в вопросах нравственно - патриотического воспитания на основе ФГОС.
Формирование желание сотрудничества с детским садом. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка.
Сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
В нашей системе работы появилось целое проектное направление:
- «Семейные ценности».
- «Моя Родина».
- «День Победы».
- «Вместе дружная семья: детский сад, родители и я!».
В разных возрастных группах темы повторяются, но с изменением содержания, объёма познавательного материала. Отдельные темы отражают конкретные события, знаменательные даты, праздники: «8 Марта», «День Защитников Отечества», «День именинников», «День Матери», «28 октября - День бабушек и дедушек» и т. д.
В направлении «Семейные ценности» был проведен:
·           проект «Наши любимые бабушки и дедушки», с итоговым концертом «Дедушки и бабушки самые родные!», в рамках проекта проходила фотовыставка и выставка творческих работ наших бабушек и дедушек «Золотые руки бабушек и дедушек»;
·           Литературный вечер «Мама, я тебя люблю!»;
·           Спортивное развлечение (совместно с родителями и физкультурным работником) «Папа, мама, я – спортивная семья»;
·           Проведение детских соревнований «Весенний велокросс» (маршрут выходного дня, совместно с родителями);
·           Выставка совместных детско-родительских работ «Герб моей семьи»
По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким.
В направлении «Моя Родина»:
·           Выставка детских работ «Время жить в Марий Эл» (рисунки).
·           КВН «Моя малая Родина – Марий Эл» (совместно с преподавателем марийского языка и муз работником).
·           Викторина «Я живу в России».
·           Проект «Россия – Родина моя».
Необходимо помочь маленькому ребенку стать честным, справедливым, успешным, помочь ему полюбить свою Родину. Воспитание любви к окружающей природе, родной республике, городу, является составной частью воспитания глубоких патриотических чувств.
Направление «День Победы»:
·           Выставка совместных детско-родительских работ «Наша семейная реликвия».
·           Проект «Этих дней не смолкнет слава!» - растим патриотов с детства».
·           Акция «Бессмертный полк».
·           Экскурсия к мемориалу воинской славы.
Работая с детьми в этом направлении, мы прививаем такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т.д., подводим детей к пониманию того, что Родина помнит и чтит своих героев. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Нашей главной задачей является расширение представлений детей о Великой Отечественной войне. Воспитание уважения и чувства благодарности к воинам – защитникам Родины.
Направление «Вместе дружная семья: детский сад, родители и я!»
·           Проект «Люди мира! Берегите природу!»
·           Экологическая акция «Посадка дерева», «День Плюшкина» (по сбору макулатуры)
Результаты работы показывают, что метод педагогического проектирования создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических качеств с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о членах своей семьи, родословной своей фамилии, научились создавать герб своей семьи, пополнили знания о традициях и обычаях семьи, о родном городе, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях, о героях ВОВ. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.
Родители в ходе работы поняли, что проектная деятельность очень важна для ребёнка; они стали непосредственными участниками воспитательно - образовательного процесса в ДОУ. Активно участвовали во всех проектах. По отзывам родителей известно, что они заинтересовались проектным методом и готовы дальше продолжать взаимодействие.





Сентябрь 2020