Конференции

    ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Кандаева Ирина Вячеславовна,
    воспитатель,
    МБДОУ д/с №11 «Гнездышко»,
    г. Йошкар-Ола
    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникатив-ное развитие».
    ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших принципов является принцип интеграции образовательных областей, т.е связанность, взаимодействие и взаимопроникновение всех или отдельных областей образования, обеспечивающий дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
    Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию обучения и практическое взаимодействие детей и взрослых (включая родителей), предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития воспитанников. Спецификой проектного метода является его комплексный интегрированный характер.
    Исходя из этого перед нами ставились следующие цели и задачи:
    Цель: воспитание гуманной, толерантной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, осуществляющей системный и интегрированный подход к развитию нравственно-патриотических чувств у воспитанников.
    Задачи:
    1. формирование представлений детей о семье, своей малой родине, России, как о родной стране;
    2. формирование чувства привязанности к близким, своему дому, детскому саду, друзьям;
    3. формирование чувства любви к своему родному краю и стране на основе приобщения к родной природе;
    4. воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России, знакомства с историческими фактами страны;
    5. воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России, средствами эстетического воспитания: музыкальная и театрализованная деятельность, изобразительная деятельность, художественное слово и др.;
    6. привлечение родителей к активному участию в организации деятельности дошкольного учреждения;
    7. реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС.
    Предполагаемый результат:
    Дети: Освоение детьми доступных знаний об истории и природе родного края, города.
    Расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений.
    Формирование системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей, обогащение знаний детей.
    Формирование элементарных проектно-исследовательских умений и навыков.
    Родители: Создание положительного эмоционального микроклимата, взаимодействия с родителями.
    Повышение педагогической грамотности и компетентности в вопросах нравственно - патриотического воспитания на основе ФГОС.
    Формирование желание сотрудничества с детским садом. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
    Укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка.
    Сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
    В нашей системе работы появилось целое проектное направление:
    - «Семейные ценности».
    - «Моя Родина».
    - «День Победы».
    - «Вместе дружная семья: детский сад, родители и я!».
    В разных возрастных группах темы повторяются, но с изменением содержания, объёма познавательного материала. Отдельные темы отражают конкретные события, знаменательные даты, праздники: «8 Марта», «День Защитников Отечества», «День именинников», «День Матери», «28 октября - День бабушек и дедушек» и т. д.
    В направлении «Семейные ценности» был проведен:
    ·           проект «Наши любимые бабушки и дедушки», с итоговым концертом «Дедушки и бабушки самые родные!», в рамках проекта проходила фотовыставка и выставка творческих работ наших бабушек и дедушек «Золотые руки бабушек и дедушек»;
    ·           Литературный вечер «Мама, я тебя люблю!»;
    ·           Спортивное развлечение (совместно с родителями и физкультурным работником) «Папа, мама, я – спортивная семья»;
    ·           Проведение детских соревнований «Весенний велокросс» (маршрут выходного дня, совместно с родителями);
    ·           Выставка совместных детско-родительских работ «Герб моей семьи»
    По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким.
    В направлении «Моя Родина»:
    ·           Выставка детских работ «Время жить в Марий Эл» (рисунки).
    ·           КВН «Моя малая Родина – Марий Эл» (совместно с преподавателем марийского языка и муз работником).
    ·           Викторина «Я живу в России».
    ·           Проект «Россия – Родина моя».
    Необходимо помочь маленькому ребенку стать честным, справедливым, успешным, помочь ему полюбить свою Родину. Воспитание любви к окружающей природе, родной республике, городу, является составной частью воспитания глубоких патриотических чувств.
    Направление «День Победы»:
    ·           Выставка совместных детско-родительских работ «Наша семейная реликвия».
    ·           Проект «Этих дней не смолкнет слава!» - растим патриотов с детства».
    ·           Акция «Бессмертный полк».
    ·           Экскурсия к мемориалу воинской славы.
    Работая с детьми в этом направлении, мы прививаем такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т.д., подводим детей к пониманию того, что Родина помнит и чтит своих героев. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Нашей главной задачей является расширение представлений детей о Великой Отечественной войне. Воспитание уважения и чувства благодарности к воинам – защитникам Родины.
    Направление «Вместе дружная семья: детский сад, родители и я!»
    ·           Проект «Люди мира! Берегите природу!»
    ·           Экологическая акция «Посадка дерева», «День Плюшкина» (по сбору макулатуры)
    Результаты работы показывают, что метод педагогического проектирования создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.
    Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
    Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических качеств с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о членах своей семьи, родословной своей фамилии, научились создавать герб своей семьи, пополнили знания о традициях и обычаях семьи, о родном городе, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях, о героях ВОВ. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.
    Родители в ходе работы поняли, что проектная деятельность очень важна для ребёнка; они стали непосредственными участниками воспитательно - образовательного процесса в ДОУ. Активно участвовали во всех проектах. По отзывам родителей известно, что они заинтересовались проектным методом и готовы дальше продолжать взаимодействие.





    Сентябрь 2020