Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Балыков Вячеслав Витальевич,
магистрант,
МГУ имени М.В. Ломоносова,
г. Москва
Важность задач патриотического воспитания для процветания страны, счастья и самореализации ее граждан вытекает из современной социальной ситуации. Патриотизм, сегодня, является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. В силу сказанного актуальность патриотического воспитания как никогда ясна. В «Концепции патриотического воспитания…» отмечается, что, являясь составной частью общего воспитательного процесса, оно представляет собой: систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций [3].
Разделяя позицию Зарецкой И.И. [7], что патриотическое воспитание должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс, мы задались вопросом, а возможно ли патриотическое воспитание школьника на уроке иностранного языка?
К большому сожалению, опыт наблюдений показывает, что педагоги ограничены в возможностях влиять на развитие школьников как патриотов в целом, не говоря уже о воспитании патриота своей страны на уроке иностранного языка. Казалось бы, сочетание не сочетаемого. Кроме того, педагоги часто встречаются с различными «барьерами»: психологическими, организационными, методическими…
Однако, зачастую, в деятельности учителя наблюдаются, недопонимание важности задач патриотического воспитания, невысокая компетентность в вопросах отбора содержания, форм и методов патриотического воспитания; недостаточное знание психологии современного школьника, что определяет значительные недостатки в современной системе патриотического воспитания и указывает на необходимость тщательной разработки современных методов и форм патриотического воспитания. Педагогам важно суметь использовать в работе уже сформировавшиеся традиции и современный научный, методический и информационный потенциал воспитательного процесса.
Цель исследования: изучить теоретические основы патриотического воспитания на уроках английского языка, проанализировать мнение школьников о патриотическом воспитании на уроке иностранного языка.
Объект исследования: патриотическое воспитание как процесс учебной деятельности на уроке иностранного языка.
Задачи:
1. Раскрыть основные направления патриотического воспитания на уроках английского языка в контексте современных задач гражданского общества на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.
2. Определить специфику деятельности учителя иностранного языка по их реализации.
3. Провести анализ анкет «Патриотическое воспитание на уроке иностранного языка».
В первой части исследование мы провели анкетирование среди учащихся 8 класса.
Общая выборка респондентов составила 24 человека.
Мы предложили учащимся ответить на вопрос «На Ваш взгляд, знаете ли Вы достаточно слов иностранного языка на тему «Моя Родина. Достопримечательности моей страны»? Результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1 «На Ваш взгляд, знаете ли Вы достаточно слов иностранного языка на тему «Моя Родина. Достопримечательности моей страны»?

Таким образом проанализировав полученный результаты, можно сказать, что большинство учащихся считают, что они недостаточно знают лексики на тему «Моя родина. Достопримечательности моей страны». Что может быть связанно с тем, что они мало читают текстов на иностранном языке, связанных с достопримечательностями своей Родины.
На втором этапе мы задавали учащимся вопрос «Хотели бы Вы на уроке иностранного языка читать больше текстов о своей стране?»

Рис. 2 «Хотели бы Вы на уроке иностранного языка читать больше текстов о своей стране?»


Было установлено что, 90% учащихся желают на уроке иностранного языка изучать темы о своей стране, что говорит о готовности и заинтересованности школьников изучать историю своей страны на иностранном языке, знать достопримечательности своей Родины на иностранном языке.
Осуществление патриотического воспитания детей школьного возраста представляется сегодня довольно сложной задачей. Эта сложность обусловлена рядом особенностей характеризующих процесс воспитания детей в современной социокультурной ситуации.
Таким образом, особенности патриотического воспитания заключаются в том, что учителю необходимо подбирать аутентичные тексты, не только о стране изучаемого языка, но и своей собственной стране. Чтобы обеспечить реализацию патриотического воспитания на уроке иностранного языка, необходимо грамотно осуществлять воспитательный процесс, строить его с учетом условий современной социокультурной ситуации, изучать со школьниками название достопримечательностей своей страны на иностранном языке. При этом педагоги должны четко осознавать, в чем смыл и сущность процесса воспитания.
Поскольку любой опыт приобретается только в процессе выполнения определенной деятельности, обучение английскому языку должно быть организовано таким образом, чтобы обучающиеся могли приобрести реальный опыт, который позволит им быть патриотами своей страны даже на уроке иностранного языка.
Рассмотрев специфику урока английского языка, можно заметить, что данная учебная дисциплина накладывает некоторые ограничения на возможности ее активного использования по изучаемой проблеме. Однако педагогу нужно стремиться максимально использовать воспитательный потенциал как содержания, так и форм работы с детьми в процессе обучения школьников английскому языку, что и будет являться основой патриотического воспитания.
Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников будет эффективной при условии, что она носит регулярный и содержательный характер и органически сочетается с развитием у учащихся потребностно-мотивационной сферы и интеллектуально-эмоционального компонента нравственности и патриотизма. При этом важно использовать весь воспитательный потенциал форм и методов работы со школьниками, так их многообразие сможет обеспечить удовлетворение потребностей разных категорий обучающихся, а также будет способствовать приданию этой работе личностный смысл, что особенно важно учитывать в воспитании современных школьников.
Список используемой литературы
1.         Бойков В.Э., Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс, 2004, №7.
2.         Володин С., Подвиг продолжается.- М.: Просвещение, 1990. – с 122-134
3.         Гликман И.З., Теория и методика воспитания. – М.: Владос – Пресс, 2002. – С.8.
4.         Голованова Н.А., Социализация младших школьников: педагогическая реальность и забота воспитателя // Воспитание школьников, №4,2003. – С. 2-7.
5.         Гурьянова А.П., Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума // Педагогика, 2004. №1.
6.         Данилова Е.Н., Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // СОЦИС, 2004, №10.
7.         Джуринский А. Н., «История образования педагогической мысли»: Владос-Пресс, - 2003. С. 6-10.
Сентябрь 2020