Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шестернина Лилия Валентиновна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №20,
пгт Темиртау Таштагольского района

«Курс «патриотического воспитания» в школах способен вызвать ненависть к Родине даже у самого здорового ребёнка. Зато

преподаёт им искусство имитации любви».

Вассерман Анатолий Александрович


Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом.
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указы­вает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности мно­гонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Со­юза привел к деградации сло­жившейся прежде системы патриотиче­ского и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безы­дейность, эгоцентризм, цинизм, агрессив­ность. Вызы­вает озабоченность тот факт, что это происходит в России на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется вер­ность родине, уважение к государствен­ному флагу и гербу.
Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин отмечал, что даже само слово "патриотизм" "подчас ис­пользуется в ироническом или даже руга­тельном смысле, однако для большин­ства россиян оно сохранило свое перво­начальное, полностью позитивное значе­ние. Это чувство гордости своим Отече­ством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы на­рода. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоин­ство, мы потеряем себя как народ, спо­собный на великие свершения.
В последнее время слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, обще­ственных и религиозных деятелей. По их мнению, патриотическое воспитание яв­ляется важным средством формирования гражданского общества, укрепления един­ства и целостности Российской Федера­ции.
Многовековая история наших народов свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к Закону. Человек, знающий, любящий свою историю и свой народ, может вправе считать себя патриотом.
Мы считаем, что во избежание создания имитации любви к Родине, крайне важно должное внимание уделить грамотной разработке методики патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Такой может считаться методика, где патриотизм рассматривался бы как модульная система, в которую входили бы следующие блоки:
· я, моя семья.
· школа, друзья.
· история города страны.
· наука, культура, политика, экономика, спорт.
· экология родного края.
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности включает в себя различные формы:
· Классный час.
· Родительское собрание.
· Экскурсия.
· Праздник.
· Круглый стол, диспут.
· Конкурс, викторина, КВН.
Общеобразовательная школа через различные образовательные модели обучения и воспитания призвана формировать положительные представления о России, ее многонациональном народе, выдающихся личностях, национальных героях и образах-символах, без которых немыслима ни одна национальная история. Чувства гражданственности и патриотизма, общей истории и судьбы, исторической связи юных граждан России с прошлыми и будущими поколениями, рожденные в детском сознании на школьных уроках и во внеурочное время, с годами прорастут в осознанные убеждения, принципы и ценности нового поколения российских граждан и станут необходимым ресурсом прочности и стабильности нашего многонационального российского общества.
Вовлекая детей в активные виды гражданско-патриотической деятельности, мы формируем у них качества гражданина-патриота, готовность к выполнению гражданского долга, воспитываем чувство любви к своему Отечеству, малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитываем гордость за свой народ, за тех, кто защищал и защищает нашу Родину. В то же время на основе возвышающих чувств патриотизма у молодёжи укрепляется любовь к родине, России, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, желание сохранить материальные и духовные ценности, развивается благородство и достоинство личности. Таким образом, патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа невозможно полноценное развитие государства. Патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг, объединяет молодёжь для реализации высоконравственных идей.
Сентябрь 2020