Высшая школа делового администрирования
Конференции

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА-ПРОЕКТ «ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ – БОГАТЫРИ» КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА

Коноплева Ольга Александровна,
воспитатель,
МБДОУ ВМР «Спасский детский сад»
Вологодская область, Вологодский район, п. Непотягово
В нашем детском саду мы работаем по программе «Социокультурные истоки» в контексте дошкольного образования. В начале2019-2020 учебного года мы с воспитанниками начали изучать тему по данной программе «Верность родной земле», так же в рамках празднования таких значимых для всей страны праздников как «День Защитника Отечества» и «День Победы». После проведенного анкетирования детей и родителей мы увидели, что для изучения данной темы будет недостаточно проведения занятий и решили создать и провести проект для более широкого усвоения темы. Вопрос: кто раньше защищал нас? Современная Армия России, страны, защищает нас сегодня, но всегда ли так было?
Актуальность выбранной темы определяется и тем, что в становлении личности ребёнка огромную роль играет гордость за свою страну, понимание неповторимости и богатства культурных традиций. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Воспитывать патриотов надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, героическими событиями. Ребёнок хорошо запоминает такие образы, как Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович. Былины об этих героях закладывают главную мысль: свою землю надо любить, трудиться на ней и при необходимости защищать её. Русские богатыри являются примером мужества и доблести, эталоном патриотизма. Многие мальчишки хотели бы походить на них. По архивным источникам нашего Вологодского края, большое значение имела «Белозерская дружина», что, в свою очередь заинтересовало нас еще активнее. В нашей области работают множество этнографических музеев, исторических клубов, например «Исток», где представлены старинные доспехи, снаряжение исконно русских защитников своего народа. Все это способствовало более успешному освоению данной работы по проекту. А так же данная методическая разработка представлена в рамках проекта по программе «Социокультурные истоки» «Истоки Великой Победы»
Наименование проекта
«Защитники земли русской - богатыри»
Место проведения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Вологодского муниципального района
«Спасский детский сад»
Вид проекта Познавательно - творческий
Долгосрочный (с 09.2019 по 09.2020)
Разработчики проекта: заместитель заведующей по воспитательно-методической работе Окатова Анастасия Леонидовна
Воспитатель Коноплева Ольга Александровна
МБДОУ ВМР «Спасский детский сад»
Основные исполнители проекта (участники): воспитатель, методист, воспитанники старшей группы МБДОУ «Спасский детский сад», родители воспитанников старшей группы
Цель Проекта - формирование у детей дошкольного возраста представлений о первых защитниках земли русской в образе русских богатырей.
Основные задачи Проекта
1.Познакомить детей с подвигами былинных богатырей, с историческими событиями нашей Родины.
2.Познакомить с одеждой и оружием русских воинов.
3.Активизировать познавательную деятельность детей.
4.Познакомить с произведениями устного народного творчества – былинами.
5.Развивать детское творчество в продуктивных видах деятельности.
6.Воспитывать патриотические чувства средствами устного народного творчества, чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей.
7.Обогатить словарь детей при помощи слов, словарных оборотов из былин
Ожидаемые результаты реализации Проекта
Для воспитанников:
1Дети знают и называют былинных героев.
2.Различают и называют богатырские доспехи и оружие (кольчуга, шлем, палица, копьё, щит, лук, стрелы).
3.Обыгрывают сюжеты былин.
4.Пересказывают тексты знакомых былин с опорой на иллюстрации.
5.Сформирован познавательный интерес к фактам истории Древней Руси.
6.Сформированы практические навыки и умения в художественно – продуктивной деятельности по теме проекта.
Для родителей:
1.Сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам формирования у детей представлений об образах былинных героев.
2.Приобретён педагогический опыт активного участия в познавательном развитии своего ребёнка.
3.Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребёнок.
4.Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.
Для педагогов:
1.Сформированы профессиональные компетенции в вопросах формирования у воспитанников представлений о былинах, былинных богатырях.
2.Обогащена развивающая предметно – пространственная среда в группе по теме проекта.
3.Внедрены современные технологии и методики по формированию у детей элементарных представлений о богатырях земли русской.
-успешно пройдены курсы «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (5-6,6-8 лет) в контексте программы «Социокультурные Истоки», в объёме 36часов
Основные принципы Проекта:
1.«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
2.Сочетание научности и доступности исторического материала.
3.Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.
4.Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей.
5.Реализуя проект, участники образовательного процесса «родители дети – воспитатели» создают триаду содружества.
6.Развитие собственного, личностного отношения детей к родной стране, ее истории.
Нормативно-правовая база проекта Закон РФ «Об образовании»
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации.
Программа «Социокультурные Истоки» (в дошкольном образовании); (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук) представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию, соответствующую требованиям ФГОС общего образования, что включает в себя задачи:
* развитию духовно-нравственных основ образования;
* интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
* формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися-воспитанниками, родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
* приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума.
Продукты проекта
1.Презентации «Богатыри земли русской».
2.Итоговое открытое мероприятие «Богатырский завет» с родителями воспитанников.
3.Оформление папки «Игры по формированию у детей дошкольного возраста представлений о былинных богатырях».
3.Картотеки дидактических игр на тему «Богатыри».
4.Создан лэпбук «Богатыри».
5.Пополнение костюмов «Богатыри».
6.Изготовлены книжки-малышки про богатырей.
7.Подборка иллюстраций – картин на тему «Богатыри».
Формы взаимодействия педагога с детьми
- проблемные ситуации;
- беседы;
- обсуждение;
- практикумы;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание объектов и их обследование;
- дидактические игры;
- конкурсы, викторины; виртуальные экскурсии;
- рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций;
- встреча с интересными людьми, клуб «Исток».
Формы взаимодействия педагога с родителями
Проведение совместно с родителями и для родителей:
- образовательных мероприятий и занятий-практикумов;
- спортивных развлечений, досугов;
- консультаций и рекомендаций;
- организация фотовыставок, выставок продуктивной изобразительной деятельности.
Книга по развитию речи по программе Социокультурные истоки
Планирование деятельности
I этап. Подготовительный
-Подбор информационного материала, литературных источников по теме.
-Выявление знаний детей о былинных богатырях
-Разработка папок-передвижек и информационных листков: «Былины», «Когда читать детям былины», «Как читать русские былины», «Богатыри земли русской»
-Разработка и проведение консультаций:
- для педагогов: «Организация развивающей предметно-простран-ственной среды в группе по формированию у детей представлений об исторических событиях нашей Родины, о былинных русских богатырях».
- для родителей: «Русские былины как средство приобщения дошкольников к устному народному творчеству и истории России», «Познакомьтесь сами – расскажите детям», «Изучаем с малышами историю", «Образы богатырей в былинах и современных мультфильмах».
-Разработка сценариев образовательных и досуговых мероприятий.
-Разработка перспективного плана.
II этап. Практический. Основной
Перспективный план
Период. Мероприятия, формы работы
Сентябрь 2019 Оформление словаря «Толковый словарь былинных слов и выражений», в котором объяснить значение слов и выражений, можно привлечь к рассуждению детей, наиболее интересные записать: богатырь святорусский, лук тугой, тетива шелковая, странники, прощеньице-благословеньице, стрела калёная, бурушка косматый, Святая Русь, стремя булатное, богатырское, князь Владимир Красно Солнышко, Муром, стольный Киев-град, дружинушка храбрая, село Карачаево, Новгород, Чернигов-град, Ростов, ковыль- трава, вовеки-веков, стать за честь твою против недруга, крестовые братья, острый меч, копьё, боевая палица, соборный священник, краса царственная, палаты белокаменные, красный угол, красное крыльцо, сила тёмная, несметная, напасть великая, буйная голова.
Изготовление словарика старинных слов беседы о русских богатырях, о том, что такое былина, кто такой сказитель, об укладе жизни и традициях того времени
Рассматривание картин: В.Д.Поленова «Сказитель былин» П/и «Защитники» Лепка «Богатырь», рисование щита богатырского, конструирование крепости из деревянного конструктора и других видов конструктора.
Создать картотеку портретов богатырей. Создать театр из картона «Собери богатыря в поход»
Рисование в книгах по развитию речи на тему «Верность родной земле», страницы альбома, выполнение дома заданий по книге с родителями.
Октябрь Чтение: Былины об Илье Муромце (рекомендации для семейного чтения)
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
«Илья Муромец и Калин-царь»
«Исцеление Ильи Муромца»
«Илья Муромец и Cвятогор»
«Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром»
«Илья Муромец и Идолище в Киеве»
«Илья Муромец и Идолище в Царе-граде»
«Три поездки Ильи Муромца»
Просмотр презентаций о быте, укладе русской деревни
Картотека загадок об укладе жизни, орудия труда с использованием материалов с проекта о русском быте. беседы о русских богатырях, о том, что такое былина, кто такой сказитель, об укладе жизни и традициях того времени
Режиссерские игры «Наши защитники»
Занятие по программе «С/к истоки» с родителями. Слушание «Богатырская наша сила», муз. Н. сл. А. Пахмутовой, Добронравова.
Рисование «Богатырь» «Взятие крепости»
Хореографическая постановка «Богатырская наша сила»
Лепка-налеп «Богатырский щит»
Раскраски «Русские Богатыри» по мере изучения былин
Конструирование «Богатырская застава» разные виды конструктора, разные схемы, виды крепости-заставы
Изготовление макетов застав с помощью родителей
Изготовление кукол, фигурок богатырей с помощью родителей для режиссерских игр.
Создать картотеку пословиц и поговорок о богатырях. Заучить и объяснить дома с родителями смысл пословиц.
Ноябрь (рекомендации для семейного чтения)
«Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
«Алеша Попович и сестра братьев Петровичей»
«Алеша Попович едет в Киев»
рассматривание карты времён Киевской Руси и отмечать на ней города, о которых говорится в былине. Рассматривание картины В.М. Васнецов Витязь на распутье Картотека игр и упражнений «Силачи-богатыри»
Рисование «Богатырь», богатырских доспехов, раскраски «Русские
Богатыри» по мере изучения былин
Встреча с клубом «Исток»
Конструирование «Богатырская застава» разные виды конструктора, разные схемы, виды крепости- заставы,фотовыставка наших застав
Создать картотеку загадок о богатырях
Декабрь
Картотека речевых игр на тему «Богатыри» «Придумай историю», «Разложи и расскажи» беседы о русских богатырях, о том, что такое былина, кто такой сказитель, об укладе жизни и традициях того времени Рассматривание картины и обсуждение с детьми «Богатыри на конях»
Подвижные игры ««Выручай» «Не попадись». «Перетяни богатыря»
Аппликация «Богатырь»-силуэтная.
Раскраски «Русские Богатыри» по мере изучения былин
Январь
Чтение былины «Ставр Годинович»
Речевые игры «Парные картинки»,
«Сравни обложки» Дидактические: четвёртый лишний» Просмотр мультфильмов, игры- «бродилки» по мотивам былин
Рассматривание картины и обсуждение с детьми М. Врубеля «Богатырь» Картотека подвижных игр «Богатырские забавы»
Аппликация «Богатыри»-коллективная с элементами рисования
Раскраски «Русские Богатыри» по мере изучения былин
февраль «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
«Добрыня Никитич и Алеша Попович»
«Добрыня и змей»
«Добрыня и Василий Казимирович» «рекомендации для семейного чтения)
Д/игра «Мемо-Богатыри»
Встреча с клубом «Исток». Рассматривание картины и обсуждение с детьми И.Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Спортивное развлечение «Богатырские забавы» в костюмах богатырей, изготовлены руками родителей.
Игры «Собери картинку» расскажи по ней историю.
слушание и исполнение «Солдатушки, бравы ребятушки»
Д/игры «Доспехи богатыря»
«Собери богатыря в поход»
Раскраски «Русские Богатыри» по мере изучения былин
Март. Чтение былины и обсуждение с детьми «Вольга и Микула Селянинович»
Д/игры «Лото богатырь»
«Собери пословицу» Работа по закреплению материала, мониторинг.
Просмотр презентации «Белозерская дружина»
Оформление выставки из картин-иллюстраций Игровые упражнения «Сбей богатыря с коня». «Кто больше соберет камней» «Забрось палицу в логово Соловья разбойника»
Члушание и исполнение русской народной песни. «Солдатушки, бравы ребятушки»
Оригами «Богатырь»
Раскраски «Русские Богатыри» по мере изучения былин
Апрель Чтение былины и обсуждение с детьми «Никита –Кожемяка»
Д/игры «Да, нет»
«Оружие богатыря» Итоговое мероприятие путешествие по заставам «Богатырский завет» с родителями. Виртуальная выставка «Музей Богатыри» Эстафеты, игры, физминутки «Богатыри» слушание А. П.Бородина» Симфония № 2 «Богатырская»
Раскраски «Русские Богатыри», оригами «Богатырский конь»
Май Чтение былины и обсуждение с детьми «Садко»
«Вавила и скоморохи»
Д/игры «дополни цепочку»», «доскажи словечко» и др. по мотивам былин», «Подбери слова»
Д/игры «Угадай о ком говорю» «Назови и объясни». Изготовление совместно с родителями книжки-малышки о жизни одного из богатырей. Выставка. Конструирование «Богатырская застава» разные виды конструктора, разные схемы, виды крепости-заставы с фигурками богатырей. Эстафеты на улице «Чья дружина быстрее соберется», «Меткий стрелок» Раскраски «Русские Богатыри» по мере изучения былин, в том числе и по программе «Истоки»
Сентябрь 2020. Подготовка к фестивалю «Богатырская зарница». Дальнейшая работа по программе «Соиокультурные истоки» конструирование «Богатырская застава» разные виды конструктора, разные схемы, виды крепости-заставы, фотовыставка наших застав.
III этап. Заключительный
1.Анкетирование родителей с целью с целью оценки совместной работы по реализации задач проекта.
2.Анализ соответствия оснащенности группы оборудованием и пособиями, способствующими формированию представлений о русских былинных богатырях.
3.Представление опыта в форме:
- презентации, открытое мероприятие с родителями «Богатырский завет».
В результате работы над проектом
Дети:
1.Дети знают и называют былинных героев.
2.Различают и называют богатырские доспехи и оружие (кольчуга, шлем, палица, копьё, щит, лук, стрелы).
3.Обыгрывают сюжеты былин.
4.Пересказывают тексты знакомых былин с опорой на иллюстрации.
5.Сформирован познавательный интерес к фактам истории Древней Руси.
6.Сформированы практические навыки и умения в художественно – продуктивной деятельности по теме проекта.
Родители:
1.Сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам формирования у детей представлений об образах былинных героев.
2.Приобретён педагогический опыт активного участия в познавательном развитии своего ребёнка.
3.Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребёнок.
4.Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.
Для педагогов:
1.Сформированы профессиональные компетенции в вопросах формирования у воспитанников представлений о былинах, былинных богатырях.
2.Обогащена развивающая предметно – пространственная среда в группе по теме проекта.
3.Внедрены современные технологии и методики по формированию у детей элементарных представлений о богатырях земли русской.
Литература
1. «Дошкольникам о защитниках Отечества» Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ под ред. Л.А.Кондрыкинской – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. «Сказки о русских богатырях» Москва ООО «Дом Славянской книги», 2007.
3. Аникин В.П. Былины. Русские народные сказки. Летописи. М.: Высшая школа, 1986.
4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Санкт-Петербург «Детство – пресс», 1999.
Сентябрь 2020