Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Марченко Ольга Викторовна,
педагог-психолог,
МБДОУ детский сад №5 «Звёздочка»
г. Оха, Сахалинская область
Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном возрасте. Важно с раннего детства воспитывать ребёнка в духе принципов морального кодекса, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе – поступки, соответствующие нормам поведения гражданина общества.
Нравственность – система правил поведения, отвечающая на вопрос: «Что такое хорошо, а что такое плохо, что считается добром, а что злом».
Взрослых, не соблюдающие нравственные законы, способны устойчиво изменить нравственные ценности ребёнка и в целом восприятие жизни.
Огромную роль играет близкое окружение ребёнка, важно, чтобы оно было добрым и правильным, помогающим ребёнку определиться с нравственной позицией. Необходимо
·развивать в ребёнке нравственные чувства и нравственное поведение;
·формировать положительные навыки;
·формировать позитивное представления о мире и правильных поступках.
·Воспитывать уважение к людям;
·Прививать любовь к родным местам, природе,
·Развивать гордость за свой край и свою страну.
·Формировать навыки самостоятельности, аккуратности.
·Целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности.
Навыки культурного поведения:
·вежливости (здороваться, прощаться, благодарить);
·культура общения
·выполнение правил поведения в отсутствие взрослых
·соблюдение правил поведения в общественных местах
·культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
·доброжелательное отношение к взрослым и проявление заботы о малышах
·бережное, отношение к одежде, к вещам
·проявление гуманных чувств и положительных взаимоотношений
·проявления: ответственности, взаимопомощи, доброты, заботливости гуманизма, чуткости, гостеприимства
·оказание элементарной помощи, умение радоваться успехам товарищей, развитие дружеских взаимоотношений.
Важно помнить, что в нравственное воспитание детей дошкольного возраста не должны входить агрессивные эмоции, различного рода недовольства и резкие замечания в сторону ребёнка.
В основе нравственного воспитания должны лежать: проявление доброты, защиты и поддержки. Родители должны подавать ребёнку пример того поведения, которого они ждут от ребёнка в будущем.
Осуществление нравственного воспитания невозможно без применения определенных средств:
ØХудожественные средства (художественные произведения, изобразительное искусство, музыка, кинематограф). Важность этой группы средств определяется способностью к эмоциональному окрашиванию познаваемых моральных явлений. Дети, эмоциональные и восприимчивые, доверчиво относящиеся к произведениям, которые им читают, а также к рассматриванию иллюстраций.
ØПрирода, которая обладает возможностью вызывать у детей гуманные чувства и желание заботиться о тех, кто слабее, защищать и помогать.
ØСобственная деятельность детей, включающая игру, труд, обучающую и художественную деятельности.
ØИгра очень эффективное средство в процессе формирования этических представлений. Именно она дает детям представление о поведении в определенных ситуациях, заставляет задуматься над своими поступками и происходит все это в занимательной и интересной форме, которая им доступна.
ØОбщение и слово в широком смысле, выполняющие задачи уточнения представлений о морали и воспитании чувств и отношений, занимают особое место.
Средством нравственного воспитания является вся атмосфера, в которой живёт ребёнок она должна быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью.
Помимо средств, существуют методы нравственного воспитания:
·формирование сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, внушение, пример).
·организация деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
·методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Важно, чтобы метод можно было осуществить, он должен быть реальным и требующим логического завершения. Обещая ребёнку награду, взрослые порой не задумываются, а сумеют ли они её осуществить. Тоже происходит и с наказанием, не выполняется, данное обещание. Реальный результат в нравственном развитии ребёнка в таком случае получить трудно. Метод не может применяться одинаково по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, то, например, метод убеждения может превратиться в назидание, что не принесёт нужного результата. Практические методы, которые предполагают обучение ребёнка определенным способам действия, являются преобладающими в нравственном воспитании дошкольников. На первое место выходит метод наглядного примера. Положительные поступки взрослого не дают гарантии таких же поступков у детей. Здесь важным моментом является организация наблюдения за поступками взрослого, а также практика поведения.
Методы нравственного воспитания нельзя применять изолированно, а только в комплексе.
Наглядным образом необходимым ребёнку, является пример для подражания, который служит средством формирования у детей этических представлений. Таким примером могут быть родитель, воспитатель, знакомый взрослый, герой литературных произведений.
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Психологической основой примеру служит подражательность. В процессе подражательности выделяется три этапа:
1.​ непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица;
2.​ формирование желания действовать по образцу;
3.​ синтез самостоятельных и подражательных действий проявляется в приспособлении поведения к поведению кумира.
Пример – метод воспитания, сильнейшим образом влияющий на процесс формирования личности. Он основан на психологической склонности людей к подражанию. Особенно эффективно этот метод воздействует на детей. Эффективность этого метода объясняется его прямым воздействием на сознание человека. Зрительные примеры ярко и надолго запечатлеваются в сознании, это объясняется физиологическими особенностями человеческого организма. Желание подражать своему кумиру ценно тем, что не является навязанным со стороны, а вызвано чувствами и эмоциями самого человека, тем самым, усиливая ответственность за свои поступки. Характер подражательной деятельности меняется с возрастом. При воспитании детей, важно создать такие условия, при которых его будет окружать как можно больше положительных примеров, хотя отрицательные примеры тоже играют важную роль в воспитании, формируя негативное отношение к отрицательным действиям и поступкам.

Сентябрь 2020