воспитатель,
МБДОУ ЦРР детский сад №2 «Палех»
г. Обнинска
Актуальность
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
Проблема
В преддверии празднования 70 годовщины со Дня Победы, беседуя с детьми я отметила, что многие дети не знают о личном вкладе близких в приближении Победы в ВОВ, причина этому является, то что родители не рассказывают детям о родственниках, участвовавших в ВОВ. Из бесед с родителями выяснилось, что во многих молодых семьях, частично утерян или вовсе не сохранился фото и документальный архив. Я считаю, что, знакомя детей с событиями ВОВ недостаточно одного обогащения знаний. Важно, чтоб у каждого воспитанника возникали свои эмоции, переживания, должен присутствовать личный эмоциональный опыт, причастность к данному событию. Поэтому мероприятия, в которых дети примут участие должны стать для каждого ребенка событием личностным.
Методические рекомендации
Чувственный опыт можно приобрести с помощью:
- Переживания своей причастности к событиям: изучение семейных архивов, воспоминаний родственников, посещение захоронений предков.
- Эмоциональных переживаний при ознакомлении с художественными произведениями: рассматривание иллюстраций, прослушивание стихов и песен, знакомство с плакатами.
- Получения (приобретения) знаний, новых сведений: чтение художественной литературы, посещение библиотеки, беседы на наглядно-иллюстративной основе, посещение музея.
- Собственной деятельности: рассказывание другим о предках, о том, что узнал нового, разучивание элементов строевой подготовки, организация режиссёрских и сюжетно-ролевых игр, организация сюжетные игры (госпиталь, полевая кухня, боевое задание), спортивные соревнования с военной тематикой.
Гипотеза:
Я предполагаю, что если организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса по ознакомлению дошкольников с Великой Отечественной Войной, используя интеграцию разных видов деятельности, то это будет способствовать развитию семейных традиций, расширению представлений о ВОВ, воспитание любви к Родине, формированию нравственно-патриотических чувств ребенка, обогащению его эмоционального и чувственного опыта.
Цель проекта:
Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе обогащения знаний о героической истории Отечества в годы ВОВ.
Задачи проекта:
Для детей
1.Формировать у детей чувства любви к Родине на основе приобщения к истории страны.
2.Уточнить и расширить знания детей о ВОВ. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
3.Активизировать и расширить словарь по теме.
4.Воспитывать нравственные качества: чувство гордости, уважения и благодарности к участникам ВОВ, родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину.
5.Развивать эмоциональную отзывчивость, найти отклик в сердцах детей на события, происходящие во времена ВОВ.
Для родителей
1.Повышать компетентность в вопросе патриотического воспитания детей.
2.Обогащать совместный эмоциональный опыт семьи.
Для педагогов
1.Обогащать развивающую предметно – пространственную среду группы.
2.Привлекать родителей к участию в педагогическом процессе по патриотическому воспитанию детей.
3. Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта
Ресурсное обеспечение.
1.Методическая литература.
2.Художественная литература.
3.Интернет-ресурсы.
4.Материально-техническое оборудование:
-иллюстрации.
-фотографии.
- картотека дидактических игр.
-интерактивная доска.
-аудио система.
-медали и награды ВОВ.
-игровой материал для сюжетных игр (военная форма, флажки, пилотки, бинокль, фронтовые письма треугольники и т.д.).
Ожидаемые результаты:
1.Уточнение и обогащение знаний детей о ВОВ, о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны.
2.Проявление у дошкольников чувства гордости, уважения и благодарности к участникам ВОВ, родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину.
3.Повышение педагогической компетентности родителей.
4.Обогащение совместного эмоционального опыта семьи.
Паспорт проекта
Название проекта:
«День Победы»
Автор проекта:
Дудкина Татьяна Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории
Тип проекта:
Комплексный практико-ориентированный, групповой, среднесрочный.
Участники проекта:
· дети 5-6 лет.
· воспитатель группы.
· специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре психолог.
· родители.
· социальные партнеры: библиотека, городской музей, музей «Судьба солдата».
Продолжительность проекта: февраль – май.
Итоговое мероприятие: Концерт, посвященный празднованию Дня Победы «Мы помним, мы гордимся».
Теоретическое обоснование проекта
Проблема патриотического воспитания детей сегодня очень важна. В последнее время искажение исторических фактов, а то и их переписывание ставит её в ряд жизненно важных и требует поиска новых подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, доброты, честности, готовности служить Родине и т. д. По признанию великих педагогов и психологов (Л.С. Выготский, А.Г. Асмолов, А.В Запорожец, Т.С. Комарова, В.А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) период от рождения до школы имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте интенсивно идет его психическое развитие, закладываются основы личности, развивается эмоционально-чувственное восприятие действительности. Поэтому дошкольников надо воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно исторической жизни страны. Старинная мудрость гласит: «Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего. Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.» Впечатления детства остаются в сердце навсегда.
Вот поэтому основой воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию должно лежать развитие чувств дошкольников. Известный психолог А.В. Запорожец говорил, что нравственные чувства развиваются под влиянием условий и воспитания. Важно не только обогащать впечатления, но и воспитывать чувства и отношения, развивать эмоциональную отзывчивость. Главное в патриотическом воспитании – разбудить чувства, найти отклик в их сердцах на происходящие события жизни, наполнить её интересной и содержательной деятельностью. Только чувства способны построить прочные барьеры для положительных поступков и эмоционального отношения к ценностям.
Патриотическое воспитание — это процесс формирования сознания человека, любящего свою Отчизну, гордящегося историческими событиями своего народа. Его важность подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в РФ», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», указе Президента «О совершении государственной политике в области патриотического воспитания».
На современном этапе дошкольное образование самый первый, самый важный уровень образования (Федеральный закон «Об Образовании в РФ»). Во ФГОС ДО ключевого принципа служит поддержка разнообразия детства, предполагающая развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в привлекательных видах деятельности. Задачи решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей. Во ФГОС ДО подчёркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Согласно программным документам ДОО должны перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, разнообразить формы педагогической работы, выйти за пределы своей педагогической организации и стать открытой системой.
Социальное окружение в образовании создает новые возможности для улучшения его качества, создания единого воспитательного, образовательного и культурного пространства (Федеральный закон «Об Образовании в РФ»). Взаимодействие с социумом – неотъемлемая часть развивающей среды в формировании целостного жизненного опыта ребенка. Следовательно, необходимо расширять образовательную среду через сотрудничество с семьями воспитанников, общественными организациями. Важно единство образовательного пространства детского сада, семьи и социума.
Я считаю, что эффективным методом решения проблемы патриотического воспитания является целостный подход к воспитанию, каким является проект. Проект связывает обучение с жизнью через наблюдение за окружающим и выражение личного отношения к увиденному. Проектная деятельность развивает познавательную активность, основана на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, вариативности, формирует навыки сотрудничества и воздействует на все стороны личности ребенка, охватывая образовательную среду, нерегламентированную деятельность, режимные процессы, игры и досуг.
Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, анализировать. Я считаю, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.
II Практическая реализация проекта
Этапы.
1 этап Организационно-подготовительный
1.1 изучение литературы;
1.2 выяснение отношения родителей к проблеме;
1.3 оценка знаний детей о ВОВ;
1.4 анализ возможностей предметно-развивающей среды ДОУ и социального окружения
2 этап Основной
Проблемная ситуация:
(В группу приходит необычное письмо-послание фронтовой уголок. Воспитатель с детьми рассматривает необычное письмо. Затем спрашивает детей: А вы знаете что это такое? Педагог выслушивает ответы детей и задает следующие вопросы: «Что вы знаете о ВОВ о её героях? Что хотели бы узнать? Что можно сделать, чтоб узнать?»
Принятие задач детьми и планирование детской деятельности по реализации проекта:
Воспитатель привлекает детей к планированию деятельности по проекту, просит принести книги, иллюстрации, фото, экспонаты для музея по теме проекта.
Реализация проекта:
Реализация проекта происходит в разных видах образовательной деятельности:
· игровая,
· коммуникативная,
· изобразительная,
· познавательно-исследовательская,
· восприятие художественной литературы и фольклора,
· конструирование,
· элементарно-бытовой труд,
· музыкальная,
· двигательная.
План работы по взаимодействию c родителями:
1. Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
2. Привлечение родителей к изготовлению костюмов и георгиевских лент.
3. Возложение цветов к Вечному огню.
4. Участие в мероприятиях, проходящих в городе посвященных памятной дате (Возложение цветов к Вечному огню, шествие в «Бессмертном полку».
5. Оформление книжной выставки «Дети-герои».
6. Оформление фотоальбома «Сопричастность».
7. Оформление тематического альбома «Мой дедушка ветеран»
8. Создание группового мини-музея «Путь к Победе».
9. Совместные экскурсии в библиотеку, «Музей солдата».
10. Участие в городском конкурсе детских рисунков «Мир — это главное слово на свете».
11. Разучивание стихотворений к конкурсу чтецов «Мы помним, мы гордимся».
12. Создание презентаций «Мы помним….».
3 этап Заключительный
Детский парад Победы
Концерт, посвящённый празднику «Мы помним, мы гордимся»
Продукт проекта:
· Тематические альбомы: «Сопричастность», «Дети –герои ВОВ», «Мой дедушка ветеран», «Бессмертный полк», «История семьи в ВОВ».
· ежегодный концерт, посвященный Дню Победы.
· стенды для родителей «Награды ВОВ», «Города-герои», информационные папки «Герои ВОВ», «Дети-герои ВОВ».
· оформление книжной выставки «День Победы».
· фотоальбом «Наши защитники».
· выставка детского творчества.
· создание методических пособий в рамках темы проекта.
Полученные результаты:
· Обогатились знания детей о ВОВ, о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
· Активизировался словарь по теме.
· Удалось привлечь семьи воспитанников к совместной деятельности по патриотическому воспитанию и формированию чувства сопричастности к истории Родины.
· Участие в проекте вызвали большой эмоциональный отклик у детей и взрослых, привели к сплочению детского коллектива и объединению семей.
· у дошкольников появились чувства гордости, уважения и благодарности к участникам ВОВ, родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
· Создать картотеки игр, загадок и стихотворений по знакомству детей с ВОВ.
· Рекомендовать родителям посетить с детьми праздничные мероприятия, посвящённые Дню Победы, создать дома альбомы, презентации «Мы помним, мы гордимся…».
· Совместно с родителями провести экскурсию с детьми к новым памятникам. Продолжать взаимодействие с городским музеем, библиотекой.