Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

КЛАССНЫЙ ЧАС КАК ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Ижогина Екатерина Юрьевна,
учитель химии-биологии-географии,
общеобразовательная школа при
Посольстве России в Республике Корея,
г. Сеул
Со школьных лет все помнят слова Руссо: «Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к отечеству».
В правительственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" говорится: "Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым.
Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с ощущением красоты родных мест.
Конечно же, ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и остаётся урок и классный час.
Классные часы на тему патриотизма способны решить проблемы становления гражданской позиции у школьников. Как провести классные часы на эту тему?
Какие цели и задачи поставить для классного часа?
Цель — воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
·           актуализировать понятия «патриотизм», «гражданственность», «Родина», «нравственность», «гордость»;
·           развить этические и нравственные качества учащихся;
·           познакомить с некоторыми моментами истории, которые вызывают гордость за свой народ;
·           привить уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.
Какие темы выбрать для патриотического классного часа?
·           Что такое патриотизм?
·           Наследие России.
·           Есть такая профессия — Родину защищать!
·           Никто не забыт, ничто не забыто.
·           Я люблю свой край!
·           Я — гражданин.
Как оформить кабинет? Какие материалы использовать?
Выбор материалов для проведения классного часа на патриотическую тему огромен. Если занятие имеет краеведческую направленность, можно подобрать портреты героев этой местности, а лучше пригласить их для беседы с учениками (ветераны ВОВ, войны в Афганистане, Чеченской кампании). Использовать в оформлении произведения местных художников, писателей, поэтов.
Военно-патриотический тип классного часа требует подходящей книжной выставки. Поскольку именно художественная литература положительно сказывается на развитии духовной составляющей личности школьника.
·           К. Симонов «Жди меня» (стихотворный сборник).
·           «С Богом, верой и штыком!» (сборник произведений об Отечественной войне 1812 года).
·           Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» (издание с комментариями для детей).
·           «Богатырская застава» (сборник былин).
·           «За Землю Русскую» (сборник Куликовского цикла).
·           «Идет война народная» (сборник произведений поэтов-фронтовиков).
Кроме того, можно выставить репродукции картин с патриотическими темами, либо включить их в презентацию к классному часу. Например, В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», А. Аверьянов «Подвиг генерал-майора В. Костенецкого», С.В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле», «Мать партизана».
Смысловая нагрузка этих картин — любовь к Родине, верность своему призванию и долгу, непоколебимость и бесстрашие русского духа. Разумеется, картины не должны быть просто антуражем, их стоит обсудить и разъяснить ученикам непонятные моменты.
Если направленность занятия носит спортивный характер, то стоит показать небольшие фрагменты спортивных состязаний, Олимпийских игр. А единство и сплоченность народа как нельзя лучше отразят эмоции болельщиков на трибуне.
В качестве эпиграфа к классному часу по патриотическому воспитанию можно взять одну из следующих цитат:
·           «И в торжественные годины и в будни идея отечества должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право называть себя гражданином» (М. Салтыков-Щедрин).
·           «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» (А. Радищев).
·           «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Белинский).
·           «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина» (М. Пришвин).
·           «Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот» (М. Шолохов).
Форма проведения
Классный час в рамках гражданско-патриотического воспитания может быть любой формы: подойдет и устный журнал, и тематический концерт, и тренинг. Главное — это активное участие школьников в подготовке классного часа.
Если приглашен гость, интересно будет провести мероприятие в форме гостиной. Возможно, и с чаепитием. Приглашенный гость расскажет школьникам свою историю, а учащиеся, в свою очередь, смогут порадовать гостя исполнением патриотических песен («С чего начинается Родина?», «Смуглянка» и т.д.), чтением стихов, народными танцами.
В качестве рефлексии можно использовать написание сочинения на тему «Я патриот» или «Что такое патриотизм для меня», либо письма настоящему герою.

Используемые источники

1. Герои русской истории. - Белый город. М, 2005.
2. С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.
3. Художественные фильмы Николая Лебедева «Звезда».
4. Художественный фильм Андрея Малюкова «Грозовые ворота».
5. И.А.Тисленкова. Нравственное воспитание в средней школе. – Учитель, 2007.
6. Е.П.Сгибнева. Классные часы в средней школе. – Айрис-Пресс, 2007.

Сентябрь 2020