Конференции

    ВОСПИТАНИЕ «НАРОДНОЙ МУДРОСТЬЮ»

    Дронова Алла Николаевна,
    воспитатель,
    МБДОУ д/с № 100
    г. Таганрога
    Дети приходят на свет маленькими мудрецами. Нередко их высказывания ставят взрослых в тупик, удивляют своей непосредственностью и лёгкостью. Недаром говорят: «Устами младенца глаголет истина». Как сохранить чудо детства, искренности и нравственности в наше непростое время? В наше время телевидение изобилует иностранными каналами, и маленькие дети с увлечением пересказывают содержание сомнительных мультипликационных сериалов, их кумиры - несуществующие в реальности герои, поведение которых не имеет логического объяснения. Отсюда и импульсивность, расторможенность, невнимательность, а зачастую и неожиданная агрессия, и смена настроения в повседневном поведении детей. А где же в этом мире место нравственности и культуре, состраданию и неравнодушию и мудрости?
    Ведущим для меня стало слово «МУДРОСТЬ». Мудрость народа – дословный перевод слова фольклор, именно на него выпал мой выбор… Использование устного народного творчества в воспитании нравственных качеств дошкольников стало ведущим направлением моей педагогической деятельности. Фольклор сам направил меня на правильный путь: во-первых, деление его на жанры помогает подобрать произведения, соответствующие психологическим особенностям каждого возраста детей.
    В младшем возрасте ведущим методом является наглядность: пальчиковые, перчаточные, бумажные театры, ширмы, декорации к потешкам, пестушкам, небылицам, маленьким сказкам выступают на первый план - глаза детей светятся от счастья и восторга. Ну и, конечно же, ИГРА - вот что позволяет получить настоящий эмоциональный отзыв на произведения фольклора. Но главное с малых лет дети получают положительные примеры поведения, с детства учатся быть неравнодушным, помогать окружающим в беде:
    «Заяц Егорка свалился в озерко,
    Бегите под горку – спасайте Егорку!»,
    Малыши учатся сопереживать героям, заботиться о них:
    «Дедушка Ежок,
    Не ходи на бережок,
    Там растаял снежок,
    Заливает лужок,
    Ты промочишь ножки,
    Красные сапожки»
    Фольклор учит делать правильный выбор в жизни:
    Пошел кот
    Под мосток
    Поймал рыбку за хвосток.
    То ли съесть по пути,
    То ли Оле отнести?
    В народном творчестве есть простота и мудрость, понятная детям.
    На крайчике,
    На сарайчике
    Две вороны сидят,
    Обе врозь глядят:
    Из-за дохлого жука
    Перессорились!-
    Дети смеются, им понятен комизм ситуации, они говорят, что не стоит ссориться по пустякам.
    Опыт, получаемый от «народной мудрости» неоценим для меня и моих ребят. Пока мы только в начале интересного пути, а впереди ждут новые достижения и радости.
    Список литературы:
    1.Алексеева М.М «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» Изд. Центр «Академия», 1999г.
    2 Аникина «Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре»-Вып.1,1995г.
    Сентябрь 2020