Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА

Карташова Наталья Владимировна,
старший воспитатель,
МБУ № 162 «Олимпия»,
Г. Тольятти
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Обучение и воспитание исторически возникли с возникновением человечества. Действительно, для того чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды и т.д. Это было элементарное обучение и воспитание, когда ребенок овладевал всеми умениями в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им, повторяя их действия. Опыт расширялся, обогащался за счет более глубокого познания окружающего мира, его предметов и явлений. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура. Одновременно накапливался и опыт выражения всех действий, описаний продуктов труда, орудий производства (охота, рыболовство; изготовление одежды, жилища и т.д.), его результатов в языковой и знаковой формах (в виде рисунков, символов и др.).
Определений культуры имеется немало. Культура это совокупность реальных обстоятельств, явлений, предметов, образа жизни и деятельности, выделившая человека из естественной природной среды; это все то, что создано руками и мыслью человека (Г.Н.Волков). Версия культуры в понимании П.Б. Вейлла: «Культура – это система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию».
Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно-родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры мы судим, прежде всего, по факту рождения письменного языка и национальной литературы.
Феномен русской национальной культуры занимает совершенно определенное место в системе исторической типологии мировой культуры. Её историческим субъектом (творцом и носителем) выступает русский народ – один из наиболее крупных, развитых и богатых в творческом отношении этносов мира. Народ как единое целое – основная питательная, животворящая социальная среда и благодатная почва для формирования всех достижений русской национальной культуры: интеллектуальной мысли; художественного творчества; нравственности; этики; народной медицины и педагогики, и, следовательно, почва для рождения и расцвета любых талантов. Русская культура, как и всякая другая, существует во времени и пространстве, и тем самым в развитии, в ходе которого разворачивается, обогащается и видоизменяется её содержание и облик. Понятие культуры содержательно и многогранно [25].
Русская национальная культура имеет еще более широкое понятие: материальные и духовные ценности народа, созданные им в ходе своей истории; способ жизнедеятельности и мироустройства русских людей; своеобразие жизни русских в конкретных природно-географических, исторических и этносоциальных условиях; религия, мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-историческом проявлении; совокупность русских социальных норм, законов, обычаев, традиций; способности, потребности, знания, умения, социальные чувства мировоззрения русского народа.
Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций народа, но и как приобщение новых поколений к системе культурных ценностей народа. По утверждению Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, В.М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросам современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущие, чтобы не утратить своего лица и самобытности. Народные традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения (Д.И. Водзинский). Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок по мнению В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полнопрвным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и предавать культурное наследие этноса. [28].
Именно дошкольное детство является тем периодом, в который начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям. Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственную и творческую активность, духовные и нравственно-эстетические нормы, чувство национального самосознания. Психологические исследования (Л.В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности.
Общеизвестно, что в дошкольном возрасте закладываются основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о само себе, своих отношениях с окружающими. Дошкольное детство – это период социализации ребенка. Это приобщение его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. [14] Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых, дают основания предположить, что период шести-семи лет является оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами национальной культуры (В.Г. Безносов, Д.С. Лихачев).
Анализируя педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что данная проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской национальной культуре в наше время широко исследуется.
Проблема народного воспитания находилась в центре внимания многих педагогов-исследователей: К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста: Е.Н. Водовозова, Н.С. Картинская, О.С. Соловьева, А.П. Усова, Е.А. Флерина.
Существуют различные программы по приобщению детей к русской национальной культуре. Например, программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева). [25] О. Л. Князева, М. Д. Маханева рекомендуют приобщать детей к богатому культурному наследию русского народа, к его духовной культуре: народным обычаям, обрядам, праздникам; языку, народному творчеству (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка); искусству (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).
В данной программе, в педагогические условия по приобщению дошкольников к национальной культуре, касающиеся организации педагогического процесса, выбраны следующие приоритеты: окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. Также авторы заявляют о необходимости широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. В пословицах и поговорках четко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки, музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Л.М. Захарова выделила следующие компоненты культуры: материальная (национальный костюм, предметы быта, жилище, кухня, орудия труда, украшения и др.), духовная (религия, язык, традиции, обычаи, мифология), нормативно-правовая (нормы, правила, духовные ценности). Л.М. Захарова предлагает в рамках воспитания у детей культуры межнационального общения использовать общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи.
По мнению О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, успех приобщения дошкольников к русской национальной культуре зависит от форм и методов обучения и воспитания. К ним относят: беседы (познавательные, этические, эвристические), видеопросмотры, развлечения и праздники, фольклорные концерты и театрализованные представления, знакомящие дошкольников с русской народной культурой. Данные формы работы может быть построены на «мономатериале», например, участие детей в празднике «Масленица», сценарий которого отражает традиции его отмечания русским и другими славянскими народами. Эти действия, непосредственными участниками которых являются дети, дают им колоссальный эмоциональный заряд.
Особое место занимают целевые прогулки и экскурсии. Среда города, как и любой другой местности (достопримечательности, культурные объекты, такие, как библиотеки, театры, музеи, природа и др.), а также повседневное общение со взрослыми и сверстниками в ходе прогулок, экскурсий, наблюдений, посещений общественных, производственных и культурных заведений обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадку, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону и географической широте. Это позволит детям получить живые впечатления и усвоить достаточно обобщенные знания краеведческого характера. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров и природных сред, об особенностях уклада жизни, культуры иных народов.
В семье дети получают первые представления о культуре своего народа. Именно в семье формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам, без чего этнокультурная осведомленность дошкольников так и останется на уровне теории. Одним из важных педагогических условий формирования представлений дошкольников о русской национальной культуре является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путем привлечения родителей к проведению совместной деятельности (знакомство детей с обычаями народов, представителями которых являются они сами, или обучение их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурной спецификой: вышиванию, плетению из лозы, вырезанию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте); участия родителей в выставках семейного творчества; устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций; предоставления родителями фотографий, альбомов, брошюр, видеоматериалов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезенных из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в детском саду; создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате; проведения родителями прогулок и экскурсий по маршрутам, предложенным воспитателем; совместного с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой; выступления взрослых членов семьи в качестве информаторов с целью знакомства детей с традициями и обычаями народа, представителями которого они являются. [25]
Таким образом, в многонациональном государстве взаимодействие граждан определяется культурой каждого участника. От эффективности приобщения дошкольников к культуре русского народа зависит целостность российского государства. Единение нации – общности людей, обладающих единой территорией, языком, - глубоко нравственная задача для российского общества.
Сентябрь 2020