учитель математики,
Алибаева Фарида Шамгуновна,
учитель математики,
Аглабова Зинаят Казиахмедовна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ «СОШ №18 имени 28 армии»
г. Астрахани
В данной статье отмечено как воспитать любовь к родному краю и своей Родине, отмечены эффективные средства формирования патриотической культуры школьников.
В Государственной концепции патриотического воспитания граждан РФ и разработанной на её основе Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.» подчёркивается особое значение формированию у учащейся молодёжи гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей личности.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Закаляется оно постепенно, через победы и поражения, открытия и неудачи, вместе со словом учителя входит в жизнь Гражданина. [1]
Математика – это абстрактный предмет, поэтому использовать ее как инструмент патриотической культуры учащихся имеет в себе большую трудность. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите.
Известный историк и методист-математик И.Я. Депман справедливо утверждал: «Исторические сведения о математике своей Родины и ее достижениях естественно развивают патриотические чувства и любовь к своей стране, к своему народу». Исторические и биографические факты из жизни ученых-математиков могут внести существенную лепту в привитие учащимся правил поведения и норм взаимоотношений.
Основываясь на сведениях из истории науки, можно показать, что математика возникла из практических потребностей человека, что она развивалась и развивается в результате умственной и практической деятельности людей в течение тысячелетий.
Одним из эффективных средств формирования патриотической культуры учащихся является решение математических задач. Математические задачи отражают различные стороны жизни, несут много полезной информации, поэтому их решение является одним из звеньев в системе воспитания вообще, и патриотического в частности. Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет. Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств вспоминать о подвиге нашего народа.
Задача: Как пишут во многих воспоминаниях, день 22 июня 1941 года запомнился ясным и солнечным. Был ярок он и в Астраханской области, хороший летний воскресный день. По официальным данным, в 1941-1945 гг. астраханцы понесли огромные потери во время войны. В это время в области проживало 683 тысячи человек, в том числе в окружном центре 234 тыс. человек, из них ушло на фронт свыше 154 тысяч человек, 75 161 человек погибли или пропали без вести. Сколько астраханцев вернулись с фронта?
Задача: «Блокада Ленинграда – трагичная и великая страница истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали все, что могло пойти в пищу. Однако все эти меры не могли спасти людей от голода. 20 ноября – в пятый раз населению и в третий раз войскам - пришлось сократить нормы выдачи хлеба.
Воины на передовой стали получать 500 граммов в сутки, рабочие в 2 раза меньше, чем воины, а служащие, иждивенцы и воины, не находящиеся на передовой, в 2 раза меньше, чем рабочие. Сколько граммов хлеба на сутки получит семья, состоящая из мамы (работница завода) и двух детей? Сколько граммов хлеба получит семья, состоящая из бабушки, дедушки, двух детей?
Полезно, когда тексты задач обращены не только к уму, но и к эмоциям детей. При этом воспитательное воздействие содержания задач осуществляется не только через условие задачи, но и непроизвольно, через подтекст материала.
Одним из ведущих направлений формирования патриотического сознания детей является краеведение. Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный, ведь в нем очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа – это уже прерогатива математики. Воспитывающее воздействие данных, приводимых в «текстовых» задачах, хотя и должно, конечно, всемерно быть использовано, но с математическим содержанием урока связано лишь внешним образом; ясно, что здесь воспитывающее влияние призвана оказывать не сама математика, не ее законы и ее стиль, а те, привязанные к ней чисто внешним образом данные, которые обрамляют собою «текстовые» задачи и которые без всякого изменения математического содержания задачи могли бы быть заменены любыми другими аналогичными данными. Ясно поэтому, что этот рычаг воспитывающего воздействия, будучи важным и действенным, не может считаться в прямом смысле принадлежащим самой преподаваемой в школе науке. Опыт показывает, что ученики с интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, а еще с большим интересом эти задачи составляют.
Воспитание чувства патриотизма у школьника тесно связано с формированием его отношения к окружающему миру, что выражается не столько в его поведении, сколько в его внутреннем мире. Этот возраст тесно связан с эмоциональной сферой, когда чувства выступают в качестве мотивов поведения. При решении задач происходит саморазвитие учащегося. [2]
Литература
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 г».
2. Степанова Т. И, Горбатюк С. Ю. Теоретические и технологические основы синергетического урока.