воспитатель,
ГБОУ СОШ №4 сп дс "Светлячок"
п.г.т. Алексеевка, г.о. Кинель
Тенденции современного воспитания и развитии личности ребенка предлагают работникам дошкольного образования сделать упор на воспитание патриотических качеств, что невозможно без знания истории своего государства, своего края, города, истории семьи, истории предметов.
Патриотическое направление - одно из ключевых направлений в нашем детском саду. В связи с этим выросла необходимость закрепления изученного материала наиболее интересным и доступным для детей способом. Что любят дети? Конечно, все яркое и необычное. Проектной деятельности в настоящее время уделяется большое внимание. Так родилась идея создания лепбука по патриотическому направлению. Это долгосрочный проект. Его можно использовать на протяжении всего учебного года, на разных тематических неделях. Например: "Транспорт", "Профессии", "День Победы" и т.д.
Лэпбук — это самодельная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.).
Цель: познакомить детей символикой своей страны, профессиями, праздниками России.
Задачи: поддерживать интерес детей к национальным традициям; расширять представления о профессиях родного края и страны; знакомить с народными обычаями, традициями, праздниками;
формировать чувство причастности к наследию прошлого, прививать любовь к родной стороне и родному дому.
Проект состоит из трех этапов. Первый этап организационный - на этом этапе собирался материал, который впоследствии систематизировался в отдельные задания.
Второй этап основной - на нём реализовывался проект. На разных тематических неделях в детском саду. В свободной деятельности детей.
Третий этап заключительный. Ожидаемые результаты (продукт проекта): дети расширят свой кругозор. У них возрастёт интерес к истории своей страны, национальным традициям. Расширится и активизируется словарь по темам «Транспорт», "Профессии", "День Победы".
Данный лепбук состоит из 8 заданий, которые можно усложнять в зависимости от возраста детей, а именно:
«Раскраски»
Цель: обучение правильному подбору цветовых сочетаний, развитие и укрепление навыков рисования, подготовка руки к письму.
Материал: в кармашке вставлены распечатанные раскраски разных тематических картинок и набор карандашей в достаточном количестве на каждого ребенка.
Форма деятельности: дети самостоятельно выбирают понравившуюся им раскраску и раскрашивают ее.
«Составь рассказ по картинке по теме «Праздники России»
Цель: Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.
Материал: в папке вставлены картинки по теме «Государственные праздники»
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей, а также индивидуальная работа с каждым ребенком по развитию связной речи.
«Собери картинку. Пазлы»
Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей.
Материал: в папке с кнопкой вложены разрезные картинки представители разных родов войск.
Форма деятельности: дети самостоятельно выбирают себе картинку и складывает в целое изображение.
«Найди нужную символику»
Цель: Развитие умений классифицировать государственные символы России по существенным признакам. Находить отличия от других.
Материал: картинки флага, герба, физическая карта.
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей. Воспитатель спрашивает – дети отвечают. Задаются уточняющие вопросы.
«Можно-нельзя».
Цель: расширение представлений о правилах поведения в общественных местах и дома, развитие связной речи детей.
Материал: набор картинок.
«Кому что нужно для профессии»
Цель: Развитие умений классифицировать профессии и принадлежность необходимы предметов для работы по существенным признакам. Находить отличия от других.
Материал: картинки с изображением различных профессий и набор необходимых атрибутов.
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей, индивидуальная. Воспитатель спрашивает – дети отвечают. Дети самостоятельно выбирают профессию и дополняют необходимыми картинками.
«Мини-книжка со стихами о Родине»
Цель: Чтение стихотворений о Родине, родном крае, родных и близких людях.
Материал: подборка стихотворений, для чтения и заучивания.
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей. Воспитатель читает – дети слушают. Задаются уточняющие вопросы.
«Лабиринт»
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, развитие памяти, речи детей.
Материал: набор картинок и камушков определенных цветов, которые необходимо довести до нужной картинки.
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей, индивидуальная.
Лэпбук- интересное и незаменимое методическое пособие. Его можно использовать как в детском саду, так и дома, это отличный способ для закрепления новой темы и повторения пройденного материала. Лэпбук очень удобно использовать в подгрупповой и индивидуальной НОД, коррекционной работе воспитателя, в самостоятельной деятельности детей. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети. Материал постоянно пополняется.