Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЕМЕЙНОГО МУЗЕЯ

Шнайдер Раиса Егоровна,
воспитатель,
МБУ детский сад 126 " Солнечный зайчик",
Самарская область, г. Тольятти
21 век – под угрозой исчезновения находится колыбель всего человечества, первооснова его духовной культуры – семья. Существенные изменения, произошедшие в российском обществе за последние десятилетия, драматическим образом повлияли на семью. Убедительные факты свидетельствуют об этом: сокращение населения, рост числа разводов, малочисленность семей, отказ от детей, беспризорность. Самой главной причиной распада современной семьи является духовный кризис, переживаемый нашим народом.
Семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, первоосновой общества; она должна занимать ключевое положение среди социальных институтов благодаря своей экзистенциальной сущности, заключающейся в поддержании существовании членов семьи и рождении-социализации детей. Семья является созданием самого творца, она гармонично соединяет собственное существование с продлением семейного рода, способствуя воспитанию детей, их выживанию и существованию общества в целом.
В России семья является непреходящей ценностью, не только социальной, но и «духовной ячейкой» общества. Семья представляет собой естественную педагогическую среду, оказывает наибольшее воспитательное влияние на ребёнка. Духовным ребёнок может вырасти лишь тогда, когда будут удовлетворены его потребности в счастье, любви, заботе. Чтобы сделать ребёнка счастливым, надо прежде удовлетворить его внутренние желания: потребность в красоте, любви, доброте, справедливости, истине. А как, и через что это можно сделать? Это, конечно, истоки семьи.
Приобщение детей к истокам семьи – сложный процесс, целостность которого определяется не только грамотным отбором содержания, форм, методов и приёмов работы, но и заинтересованностью педагогов и родителей, их взаимодействием и формированием общекультурной компетентности детей дошкольного возраста, посредством семейного музея. Огромную роль играют встречи детей с членами семьи, и их совместная деятельность, в процессе которой происходит сближение ребёнка с родителями, растёт интерес к их культуре, труду, быту, традициям семьи.
Приобщение детей к истокам семьи осуществляется поэтапно.
Целью первого этапа является воспитание у дошкольников интереса к истории своей семьи, чувства части рода.
Примерные направления работы: ознакомление с историей возникновения родословной росписи в России (чтение произведений, рассматривание изображения генеалогического древа и т.д.); поддержание интереса к родственным связям (организация игр «Кто на кого похож?», «Кто же это?», сбор сведений о родословной, составление рассказов о себе, родителях, родственниках, примерной схемы-таблицы родственных связей и т.д.).
Целью второго этапа является осознание детьми истории семьи как части истории народа, необходимости заботиться о продолжении рода, сохранении и приумножении его добрых дел и традиций.
Примерные направления работы: проектирование и реализация способов взаимодействия в системе «воспитатели-дети-родители» (организация работы клуба «Родничок»; проведение конкурса «Помни род семьи»; организация выставки «Где вы, мои истоки?» и т.д.). Метод проектов представляет взаимосвязанную цепочку воспитательных дел, образовательных ситуаций, интегрирующих разные виды деятельности, объединённые единой целью.
Целью третьего этапа является реализация детьми представлений об истоках семьи в деятельности путём создания развивающего поля (развивающей среды).
Примерные направления работы: создание в развивающем поле ситуаций, требующих от детей реализации представлений об истоках семьи в практической деятельности, самостоятельности и творчестве. Большую роль в этом процессе играет обогащение среды – создание семейных музеев (уголка семьи, музея истории семьи, музея семейных коллекций, предметов и т.д.), стимулирующих детей в действенной форме выражать свои чувства, отношения, представления о родном доме, своей семье, роде. Взаимодействие в системе «ребёнок – взрослый – экспонаты музея – ребёнок» актуализирует в дошкольнике общечеловеческие качества личности, компетентность, общественную направленность, приобщает к истокам региональной и национальной культуры.
Особое место в данном процессе отводится семейным музеям, которые, с одной стороны погружают ребёнка в атмосферу семейных ценностей, традиций, отцовства и материнства, позволяют родителям продолжать себя в своих детях, а с другой – обеспечивают подрастающему поколению возможность сохранить и приумножить семейные ценности предыдущего поколения.
Организуя работу с детьми, важно сфокусировать их внимание на тех исторических семейных фактах, которые явились для разных поколений значимыми, и нашли отражение в фотоальбомах или семейных архивах. Семейный музей открывает ребёнку разные способы реализации представлений об истоках семьи. Расширяя развивающее поле дошкольника, можно влиять на общекультурное формирование компетентности. В заключении можно сказать, что формирование общекультурной компетентности детей дошкольного возраста в системе «Семейный музей», предполагает обращение к культурным ценностям, использование музейных предметов в процессе воспитания, обучения и развития дошкольников.
Список литературы
1.    Гиппенрейтер Ю. Б. Большая книга общения с ребёнком/ Ю.Б.Гиппенрейтер – М.: ООО «Издательство АСТ», 2016. – 400с.
2.    Гребенникова Т.Г. Развитие сети детских музеев Алтайского края /Т.Г.Гребенникова // Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение, 2016
3.    Кириленко Н.П. Мини-музей ДОО как базовый институт формирования основ гражданской идентичности/ Н.П.Кириленко//Азимут научных исследований: педагогика и психология.– 2017. М –Т.6. №4 (21)
4.    Мурашова Е.В., Майорова Н.О. Когда бабушка и дедушка были маленькими / Е.В. Мурашова, Н.О.Майорова. – СПб.: Поляндрия Принт, 2017. – 72с.
5.    Сопунова С.Г. Духовно-нравственные ценности как приоритет государства/ С.Г.Сопунова //Образование и наука в России и за рубежом. – 2018. №10 (45) с.195-199.

Сентябрь 2020