Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РОЛЬ МИНИ-МУЗЕЕВ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дворядкина Наталья Валерьевна,
старший воспитатель,
Христюк Валентина Павловна,
педагог-психолог,
МБДОУ № 31 города Апатиты
В современное время огромное значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, реализация которых способствовало бы созданию качественно новых направлений в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Данная работа, в нашем ДОУ, осуществляется путем реализации различных педагогических технологий, одна из которых - музейная педагогика. В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.
В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они, в основном, на школьников. Поэтому, проблему решает создание мини – музеев в ДОУ, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, происходит внедрение в воспитательно – образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создание в детском саду музейно-образовательного пространства. Но, в условиях детского сада созданий экспозиций, которые соответствовали бы всем требованиям музейного дела, практически невозможно. Поэтому музеи в детском саду называют «мини - музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность математики.
Важная особенность мини – музеев, участие в их создании детей и родителей. Они могут участвовать в обсуждении тематики, приносить из дома экспонаты, пополняя фонд музея.
В обычном музее, ребёнок, лишь пассивный созерцатель, так как в настоящих музеях, экспонаты нельзя трогать, а в мини – музеях, не только можно, но и нужно. Здесь ребёнок – соавтор, творец экспозиции, причём не, только он сам, но и его родители. Каждый мини-музей в ДОУ – результат общения, совместной работы воспитателя и семьи.
Цель организации мини-музея - создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с чем-либо.
Задачи мини-музея:
1. Совершенствовать традиционные и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики.
2. Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий.
3. Помочь овладеть навыками поисково-исследовательской деятельности.
4. Воспитывать культуру поведения в общественном месте.
Методические принципы организации мини-музея:
1. Деятельность (как способ познания, переживания, сопричастности).
2. Вариативность (возможность для оптимального самовыражения через право выбора).
3. Креативность (поощрять и провоцировать творческую деятельность).
4. Непрерывность (получение знаний продолжается в семье, и в социуме).
5. Гуманность (создание творческой атмосферы, любовь к жизни).
Формы деятельности мини-музея:
1. Поисковая
2. Фондовая
3. Научная
4. Экспозиционная
5. Познавательная
Формы работы в организованной совместной деятельности с детьми:
- опытно-исследовательская деятельность;
- разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ – экспонатов;
- мастер-классы;
- выставки;
- экспресс-выставки;
- чтение художественной литературы;
- экскурсии (обзорная, «путешествия», игра – экскурсия и т.д.);
- познавательные беседы;
- различные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, театрализованные, драматизации);
- запись рассказов детей, использование ИКТ-технологии;
- проекты различной направленности, КВН, викторины.
Музейная педагогика дает возможности:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
- попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогами деятельности детей.
Не случайно, музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Для расположения мини-музеев мы используем часть групповой комнаты.
Мини-музей в группе позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора (фото1, фото2, фото3, фото4, фото5).
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и нашей группы.
Список литературы
1.Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2008.
2.Тихонова О.Г. Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста, научно-методический журнал «Детский сад от А до Я, №6. 2007.
3.Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

Сентябрь 2020