Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

Волкова Татьяна Юрьевна,
преподаватель химии,
ТСЭК
г. Тольятти
Патриотическое воспитание молодёжи является в настоящее время одной из приоритетных задач нашего общества, одним из важнейших направлений в системе образования России. От правильно сформированной гражданской позиции молодого поколения зависит само будущее нашей страны, ее политический и экономический рост.
На сегодняшний день в обществе, поглощенном проблемами политических сложностей, неосвоенных рыночных отношений разрушаются социальные связи, нравственные устои, семейные ценности, которые ведут к ужесточению и нетерпимости людей, разрушает внутренний мир личности. Поэтому профессиональные образовательные учреждения решая задачи образования, должны опираться на разумное и нравственное в человеке, помогая каждому студенту определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, какими являются гражданственность и патриотизм. Н.П.Башкатова в своих трудах отметила, что «идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности в идеологии, политике, культуре, экономике». Воспитание личности, которая не просто испытывает любовь к Родине, но является ответственным гражданином своей страны, осознающим себя частью, значимой единицей государства становится во главе приоритетных задач современного воспитания.
В современных условиях очень важно каждому преподавателю донести до студентов, что любая наука изучает человека, определенную сторону человеческой жизни; максимально раскрывать и использовать воспитательный и развивающий потенциал своей учебной дисциплины, для формирования гуманистического мировоззрения, активной жизненной позиции молодого поколения.
В процессе изучения химии воспитательное воздействие на студентов должно идти параллельно с освоением учебного материала через содержание предмета, включая в контекст урока факты открытий, изобретений, биографий российских ученых, значимые даты страны.
Вспоминая имена великих ученых, внесших неоценимый вклад в развитие химии: Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, М.В. Ломоносова, С.В. Лебедева, В.В.Марковникова, Н.Н.Семёнова всегда подчеркивать их принадлежность к великой России. Обращать внимание студентов, что у истоков мировой химии как науки стояли и русские ученые: Менделеев, открывший один из фундаментальных законов природы – периодический закон химических элементов; Бутлеров интересовался химией и создал теорию химического строения органических веществ. Основатель школы “Русских химиков”. Ломоносов - химик-основатель, давший химии верное определение, ученый-естествоиспытатель с большой буквы, мировой физик и знаменитый энциклопедист. Несмеянов - российский химик-органик, основатель научной школы по химии элементоорганических соединений, исследовал механизм органических реакций, теломеризацию. При изучении темы «Каучук» вспоминаем русского химика С.В. Лебедева. Профессор Московского университета В.В. Марковников сформулировал правило, носящее его имя. Исследовал состав нефти, заложил основы нефтехимии, как самостоятельной науки. В 1883 году открыл новый класс органических веществ - циклопарафины.
Современная химия не стоит на месте. Ученые со всего мира трудятся над новыми открытиями ежедневно. Выдающиеся русские химики стали важными звеньями в последующей цепочке развития химических наук и оставили важный след в мировой истории, и этот факт неоспорим. При этом у студентов возникает вполне естественное чувство гордости за свою страну и своих великих соотечественников.
Многолетний опыт работы преподавателем показал, что уроки, на которых используется дополнительный материал, способствующий воспитанию патриотических чувств, проходят интересно и живо. Студенты активно могут принимать участие и сами приводить примеры из жизни, которые они знают из научной и художественной литературы, из журналов, кинофильмов и телевизионных передач.
Химия как учебный предмет обладает большим воспитательным потенциалом. Практически на каждом уроке на основе знаний - фундаменте воспитательной работы, можно осуществлять нравственное, патриотическое воспитание студентов. Патриотическое воспитание является важнейшей составляющей педагогического процесса в современных общеобразовательных учреждениях.
Список литературы
1. Башкатова Н.П. Основные направления военно-патриотического воспитания учащихся в современной российской школе. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. № 1. С. 31.
2. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М.: АПК и ПРО, 2001.
3. Смирнова Т.В. «Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении химии», М., «Просвещение», 1984.
Сентябрь 2020