воспитатель,
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» СП Детский сад «Янтарик»
Самарская область, Волжский район, п.г. Смышляевка
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь
к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д.С. Лихачев
Мини-музей в нашем детском саду появился в 2020 году. Всю работу по его созданию мы поделили на несколько этапов:
· Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».
· Второй этап, практический — «Создание мини-музея».
· Третий этап, презентационный — «Представление мини-музея».
· Четвертый этап, деятельностный — «Функционирование мини-музея».
В создании мини-музея принимали участие воспитатели и дети со своими родителями.
На этапе «Представление мини-музея» были приглашены сотрудники детского сада, родителям и детям был подготовлен фотоотчет в связи с карантином короновируса
Тематика экспозиций нашего мини-музея разнообразна и меняется в соответствии с желаниями детей, поставленными задачами образовательного процесса.
Наши музеи относятся к разным областям знания, приведу пример некоторых из них:
1.Мини-музей «Быт русского народа» (Макет «Русская изба»,
Народные игрушки (тряпичные куклы, матрешка, дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки, гжель), Народные музыкальные инструменты)
2.Мини-музей «Стенд «Бессмертный полк группы Музей «75 лет Великой Победе»
Педагоги групп разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, загадок по теме мини-музея.
При организации работы мини-музея мы учитываем следующие принципы:
1. Принцип динамичности и вариативности — тематика и содержание мини-музея меняется, пополняется экспонатами.
2. Принцип интеграции – интеграция с образовательным процессом, реализация и достижение поставленных годовых задач.
3. Принцип разнообразия – экспонаты мини-музея разнообразны и содержательны.
4. Принцип партнёрства – это сотрудничества взрослых и детей.
5. Поощрение детских вопросов и фантазий
Для оформления мини-музея использовали полки, столики, стены.. Экспозиции размещаются как вертикально, так и горизонтально. Название экспозиций для мини-музея старались выбирать совместно с детьми: яркие, привлекательные и отражающие содержание экспозиции. Также в мини-музее мы располагаем художественную литературу по теме экспозиции, наборы для художественного творчества.
В работе мини-музея планируем проведение экскурсий, викторин, досугов или задействуем экспонаты в проводимых мероприятиях.
Мини-музей объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, обновляются условия и сам мини-музей. Наши экспозиции вызывают огромный интерес у детей и родителей.
Главная роль в подборе экспонатов и функционировании мини-музея отводится родителям и детям, так как только при тесном взаимодействии возможно достижение просветительской, воспитательной и педагогической цели.
С какой гордостью дети рассказывают об экспонатах, которые подарили именно они. Видя успехи своих детей, их эмоциональный отклик на экспонаты, принесённые из дома и выставленные в экспозиции, гордость за свою семью, родители становятся более отзывчивыми и проявляют огромное желание продолжать работу по совершенствованию и обновлению мини-музея.
На выставку в мини-музей были принесены: коллекция тряпочных кукол в национальных костюмах матрёшки, игрушки с каргопольской, дымковской росписью, а для экспозиции «75 лет Великой Победе»»
— солдатская фуражки, солдатский альбом, оружие сделанные из деревянных брусков, детские поделки, макеты. Был организован дистанционный конкурс военных стихов и песен.
Свою работу по использованию мини-музея как одной из форм работы с детьми и родителями мы будем планировать и в будущем и надеемся на понимание и дальнейшее сотрудничество семей воспитанников.