Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ

Киянова Ольга Степановна,
Учитель истории
МБОУ «Школа №100»,
г. Ростов-на-Дону
Опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в преддверии Дня России, показал, что доля россиян, называющих себя патриотами, достигла максимальных значений за последние 18 лет. На сегодняшний день это чувство характерно для 92% наших сограждан, большинство из них считают, что главное проявлением патриотизма – это любовь к родине.
Сегодня более трети россиян также связывают чувство патриотизма со стремлением к изменению положения дел в государстве, работу во благо страны, видят патриотизм в защите своей страны от любых нападок и обвинений.
В то же время любые крупные социально-политические изменения в стране могут привести к смене ценностных ориентиров, тем самым ставя под удар духовно-нравственное развитие подрастающего поколения. [1, с. 3]
Президент России В.В. Путин внес в Госдуму поправки в закон об образовании. Он предложил указать, что воспитание должно быть направлено в том числе и на формирование у учащихся «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества»
Основными задачами патриотического воспитания являются: воспитание гражданина, искренне любящего свою Родину; формирование уважения к общепринятым в обществе нормам и правилам; взращивание гордости за свою страну и уважительного к ней отношения, приобретение знаний о прошлом страны и ее народных героях; воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам других людей; воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма; формирование чувства сопричастности к Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа; формирование чувства верности своей Родине и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент ее защитить.
В настоящее время работа по патриотическому воспитанию актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, зачастую в молодых семьях вопросам воспитания патриотизма, гражданственности не уделяется должного внимания. Но только в семье дети могут получить первые уроки гражданственности.
Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье. Моральные нормы общества первоначально определяются в форме требований, предъявляемых к ребенку родителями, воплощаются в образе жизни семьи, и могут быть усвоены как единственно возможный способ поведения.
В семье в основном формируются привычки, закладываются основные жизненные принципы. От отношений в семье, ценностей, интересов зависит то, какими вырастут дети.
Одна из самых главных задач, стоящих перед родителями - научить ребенка жить по нормам и принципам общества, закрепленных в Конституции.
Патриотизм каждого из нас побуждает, начиная ещё с детства готовить себя к защите Родины, предполагает формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества. Такие необходимые качества должны прививаться и на уроках в школе.
Посещение исторических и военных музеев, поездки и экскурсии в памятные места, участие в акциях «Бессметный полк», «Окна победы», «Георгиевская ленточка», «Вахта памяти», обсуждение книг о героях войны – примеры воспитания детей в духе патриотизма и любви к Родине.
Благодаря патриотическому воспитанию у детей формируется правильное отношение к важным событиям прошлого и нынешним достижениям наших сограждан, к понятиям добра и зла, к значимости нашей страны.
Но главным в патриотическом воспитании остается личный пример взрослых, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения взрослых к природе, к старшему поколению, к своей родной земле. [2, с. 3]
Список литературы
1. Доронина И.П. Патриотическое воспитание школьников // Социальная сеть работников образования «Наша сеть». 21.11.2019.
2. Патрушева Е.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков в историко-краеведческой деятельности школы: Автореф. дис. кан. пед. наук. – Челябинск, 2019. – 19 с.
Сентябрь 2020