методист,
Котарева Наталья Ивановна,
методист,
МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»,
г. Старый Оскол
Патриотическое воспитание является одним из основных направлений деятельности образовательных учреждений. Педагоги используют различные формы и методы работы для воспитания чувств гражданственности и патриотизма. В настоящее время одним из эффективных видов деятельности в данном направлении является проектно-исследовательская деятельность, в рамках которой одной из целей работы с обучающимися является воспитание гражданина своей страны, патриота малой родины, знающего и любящего свои истоки [4].
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Происходит перевод системы образования из системы, «осуществляющей «прохождение программы» и усвоения совокупности предметных знаний, на процесс формирования определенных качеств личности обучающихся посредством активного участия самих учеников в усвоении знаний. Результатом обучения и воспитания в образовательном учреждении должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений [1].
Все вышесказанное ставит нас перед проблемой перехода с объяснительно-иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Сейчас важны способы получения так называемого «живого знания», способы переживания «живых эмоций». В связи с этим особую востребованность приобретает проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет в полной мере реализовать деятельностный подход [3].
Главная идея проектно-исследовательской деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально значимой проблемы. Этим результатом является проект.
Работая над темой исследовательского проекта, ребенок имеет возможность сделать что-то интересное самостоятельно или внести свою лепту в общее дело, сотрудничая со сверстниками в составе группы, максимально используя свои возможности. Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Секрет успешности использования метода проектно-исследовательской деятельности в процессе работы по патриотическому воспитанию заключается в том, что ее результаты всегда «осязаемы». Если это теоретическая проблема, то результатом будет ее конкретное решение, если практическая – конкретный результат. Важно то, что этот результат можно увидеть, осмыслить и применить в практической деятельности.
Так, к примеру, результатом проекта по исследованию природного мира Белгородской области может быть атлас, коллекция, гербарий; при исследовании фольклорных традиций Белгородчины наиболее ярким результатом станет создание видеофильма; при реализации проекта по созданию мини-музея русской культуры результатом может быть изготовление народного костюма, макетов и моделей памятников зодчества; при проведении исследования устного народного творчества или диалектов родного края результатом может быть справочник, словарь, книга.
Особого внимания заслуживает завершающий этап проектной деятельности – презентация (или защита проекта), где обучающиеся представляют результаты проделанной ими работы. Продукт работы над проектом определяет форму проведения презентации. Цель проведения презентации заключается в выработке или развитии умений демонстрировать понимание проблемы проекта, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, предъявляя результаты рефлексии, делать самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Главная задача педагога – сделать так, чтобы оценка выполненных проектов носила стимулирующий характер, мотивировала детей на дальнейшее участие в исследовательской деятельности. Прямым доказательством эффективности использования метода проектно-исследовательской деятельности в патриотическом воспитании детей и молодежи являются показатели результативности участия обучающихся в исследовательских конкурсах разного уровня [2].
Формирование у обучающихся гражданско-патриотических качеств является одной из приоритетных задач системы образования, в том числе и в Старооскольском городском округе.
Исходя из направления деятельности МБУ ДО «ЦДО «Одаренность», педагоги ведут данную работу опосредованно, т.е. через организацию и проведение массовых мероприятий, научно-исследовательских конкурсов и конференций, социальных проектов. Ежегодно педагогические работники МБУ ДО «ЦДО «Одаренность» организуют и проводят конкурсы научно-исследовательских работ и проектов, конференции муниципального и регионального уровней, в которых принимают участие более 1000 обучающихся образовательных организаций Старооскольского городского округа, что говорит об эффективности данного направления работы.
Тематика направлений (секций) данных мероприятий разнообразна и включает в себя как предметы, входящие в учебный план, так и предметы общеразвивающие (например, психология, педагогика, социология, этнография, краеведение и др.).
Возрастной контингент участников так же различен: от воспитанников дошкольных образовательных организаций (муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь») до старшеклассников (муниципальный этап областного конкурса новых технологий и инновационных проектов «Мы – Белгородцы! Думай, решай, действуй!», муниципальный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ молодежи «Меня оценят в 21 веке» и др.).
Каждое мероприятие научно-исследовательской направленности предусматривает наличие секций, в которых представляются работы по истории родного края, военной тематике, истории судеб земляков, изучению исторических памятников, памятников культуры, архитектуры, что способствует патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся.
Самые маленькие участники конкурсов в своих исследованиях совершают первые шаги, приводящие их к пониманию того, что наш родной край обладает богатейшей историей и уникальной культурой. Через изучение семейных реликвий, традиций ребенок учится любить свою малую родину.
Дети постарше занимаются более глубокими исследованиями: их интересуют исторические факты, экологические проблемы, этнологические особенности Белгородчины. Они учатся производить анализ имеющихся данных, устанавливать причинно-следственные связи, что позволяет лучше понять особенности нашего региона, менталитет живущих на этой земле людей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие в исследовательской и проектной деятельности существенно стимулирует детей к изучению истории, культуры и традиций малой родины – Белгородчины.
Литература
1. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. – М., 2000.
2. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: материалы к дидактическому исследованию / И.И. Джужук. – Ростов н/Д., 2005.
3. Кирюшина, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность [Электронный ресурс] / Н.А. Кирюшина. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/03/13/proektno-issledovatelskaya.
4. Кравец, Е.А. Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания [Электронный ресурс] / Е.А.Кравец, Я.Ю. Филонова // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-odin-iz-metodov-patrioticheskogo-vospitaniya (дата обращения: 23.09.2020).