Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА К МАЛОЙ РОДИНЕ

Косухина Ирина Викторовна,
методист,
Котарева Наталья Ивановна,
методист,
МБУ ДО «ЦДО «Одаренность»,
г. Старый Оскол
Патриотическое воспитание является одним из основных направлений деятельности образовательных учреждений. Педагоги используют различные формы и методы работы для воспитания чувств гражданственности и патриотизма. В настоящее время одним из эффективных видов деятельности в данном направлении является проектно-исследовательская деятельность, в рамках которой одной из целей работы с обучающимися является воспитание гражданина своей страны, патриота малой родины, знающего и любящего свои истоки [4].
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Происходит перевод системы образования из системы, «осуществляющей «прохождение программы» и усвоения совокупности предметных знаний, на процесс формирования определенных качеств личности обучающихся посредством активного участия самих учеников в усвоении знаний. Результатом обучения и воспитания в образовательном учреждении должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений [1].
Все вышесказанное ставит нас перед проблемой перехода с объяснительно-иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Сейчас важны способы получения так называемого «живого знания», способы переживания «живых эмоций». В связи с этим особую востребованность приобретает проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет в полной мере реализовать деятельностный подход [3].
Главная идея проектно-исследовательской деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально значимой проблемы. Этим результатом является проект.
Работая над темой исследовательского проекта, ребенок имеет возможность сделать что-то интересное самостоятельно или внести свою лепту в общее дело, сотрудничая со сверстниками в составе группы, максимально используя свои возможности. Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Секрет успешности использования метода проектно-исследовательской деятельности в процессе работы по патриотическому воспитанию заключается в том, что ее результаты всегда «осязаемы». Если это теоретическая проблема, то результатом будет ее конкретное решение, если практическая – конкретный результат. Важно то, что этот результат можно увидеть, осмыслить и применить в практической деятельности.
Так, к примеру, результатом проекта по исследованию природного мира Белгородской области может быть атлас, коллекция, гербарий; при исследовании фольклорных традиций Белгородчины наиболее ярким результатом станет создание видеофильма; при реализации проекта по созданию мини-музея русской культуры результатом может быть изготовление народного костюма, макетов и моделей памятников зодчества; при проведении исследования устного народного творчества или диалектов родного края результатом может быть справочник, словарь, книга.
Особого внимания заслуживает завершающий этап проектной деятельности – презентация (или защита проекта), где обучающиеся представляют результаты проделанной ими работы. Продукт работы над проектом определяет форму проведения презентации. Цель проведения презентации заключается в выработке или развитии умений демонстрировать понимание проблемы проекта, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, предъявляя результаты рефлексии, делать самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
Главная задача педагога – сделать так, чтобы оценка выполненных проектов носила стимулирующий характер, мотивировала детей на дальнейшее участие в исследовательской деятельности. Прямым доказательством эффективности использования метода проектно-исследовательской деятельности в патриотическом воспитании детей и молодежи являются показатели результативности участия обучающихся в исследовательских конкурсах разного уровня [2].
Формирование у обучающихся гражданско-патриотических качеств является одной из приоритетных задач системы образования, в том числе и в Старооскольском городском округе.
Исходя из направления деятельности МБУ ДО «ЦДО «Одаренность», педагоги ведут данную работу опосредованно, т.е. через организацию и проведение массовых мероприятий, научно-исследовательских конкурсов и конференций, социальных проектов. Ежегодно педагогические работники МБУ ДО «ЦДО «Одаренность» организуют и проводят конкурсы научно-исследовательских работ и проектов, конференции муниципального и регионального уровней, в которых принимают участие более 1000 обучающихся образовательных организаций Старооскольского городского округа, что говорит об эффективности данного направления работы.
Тематика направлений (секций) данных мероприятий разнообразна и включает в себя как предметы, входящие в учебный план, так и предметы общеразвивающие (например, психология, педагогика, социология, этнография, краеведение и др.).
Возрастной контингент участников так же различен: от воспитанников дошкольных образовательных организаций (муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь») до старшеклассников (муниципальный этап областного конкурса новых технологий и инновационных проектов «Мы – Белгородцы! Думай, решай, действуй!», муниципальный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ молодежи «Меня оценят в 21 веке» и др.).
Каждое мероприятие научно-исследовательской направленности предусматривает наличие секций, в которых представляются работы по истории родного края, военной тематике, истории судеб земляков, изучению исторических памятников, памятников культуры, архитектуры, что способствует патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся.
Самые маленькие участники конкурсов в своих исследованиях совершают первые шаги, приводящие их к пониманию того, что наш родной край обладает богатейшей историей и уникальной культурой. Через изучение семейных реликвий, традиций ребенок учится любить свою малую родину.
Дети постарше занимаются более глубокими исследованиями: их интересуют исторические факты, экологические проблемы, этнологические особенности Белгородчины. Они учатся производить анализ имеющихся данных, устанавливать причинно-следственные связи, что позволяет лучше понять особенности нашего региона, менталитет живущих на этой земле людей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие в исследовательской и проектной деятельности существенно стимулирует детей к изучению истории, культуры и традиций малой родины – Белгородчины.
Литература
1. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. – М., 2000.
2. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: материалы к дидактическому исследованию / И.И. Джужук. – Ростов н/Д., 2005.
3. Кирюшина, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность [Электронный ресурс] / Н.А. Кирюшина. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/03/13/proektno-issledovatelskaya.
4. Кравец, Е.А. Проектная деятельность как один из методов патриотического воспитания [Электронный ресурс] / Е.А.Кравец, Я.Ю. Филонова // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-odin-iz-metodov-patrioticheskogo-vospitaniya (дата обращения: 23.09.2020).
Сентябрь 2020