воспитатель,
МАДОУ № 36
г. Печора
В настоящее время человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, развивать свои способности. В развитии данных качеств личности детей дошкольного возраста может помочь социоигровая технология.
Социоигровая технология это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками, целью является формирование коммуникативных навыков общения. Основа технологии – равноправие детей и взрослых, общность, где педагог является партнером по совместной деятельности.
Организуя педагогический процесс, я всегда старалась, чтобы игра постоянно присутствовала в жизни детей. Но чтобы лучше понять сущность социоигрового стиля работы, как наладить ситуации, когда участникам хочется доверять друг другу, своему опыту, в результате, чего происходит эффект добровольного обучения и т. д, я прошла обучение на курсах повышения квалификации по теме «Использование социо-игровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Работая с детьми среднего дошкольного возраста по данной технологии я использовала лишь некоторые условия: объедение детей в малые группы по 2-3 человека, сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен, когда дети могли общаться в разных уголках группы, использовались различные игры, развивающие внимание, фонематический слух, формирующие умение взаимодействовать с друг другом; игры-задания для рабочего настроя, для социоигрового приобщения к делу.
Познакомившись с новой технологией, я постаралась донести и до родителей ее актуальность, цель, значимость для психологического здоровья, развития любознательности, реализации познавательных потребностей и творческих способностей детей. Для этого были подготовлены консультации, беседы, проведены родительские собрания, где присутствовавшие участвовали в играх «Волшебная палочка» «Ласковые слова», «Японская машинка». Пока дети освоили лишь азы, некоторые правила: «Один за всех, все за одного», «Когда работаешь- не мешай другому», «Одна команда отвечает, другие внимательно слушают» показывают готовность («шалашики»), но уже сейчас видно, как детям нравится добывать знания вместе со сверстниками, робкие и нерешительные преодолевают застенчивость, у малышей проявляется речевая и общая инициатива, они учатся слушать и слышать друг друга, договариваться…
На следующий год со старшими детьми я намерена продолжить использование данной технологии в организации деятельности детей.
ООД "В сказку к Федорушке"
Цель: создать у детей радость, эмоциональный подъем от совместного творческого процесса.
Задачи:
1. Уточнить и расширить представление детей о посуде (столовой, кухонной, чайной).
2. Побуждать к составлению небольших описательных рассказов о предметах посуды по схеме.
3. Расширять и активизировать словарь детей через речевые игры, развивать грамматическую правильность речи.
4. Развивать внимание, мышление, воображение и творчество.
5. Учить объединятся в команды, воспитывать дружеские отношения между детьми.
Оборудование и материалы:
письмо, диапроектор, предметы посуды, игра: "Составь целое", игрушка посудомоечная машина, схема описания, беспроводной звонок, аудиозапись "Ветер"
Предварительная работа:
Литературная викторина по сказкам К. Чуковского, декоративное рисование (Посуда для Федорушки), составление описательных рассказов об игрушках.
Форма проведения: с использованием условий социоигровой технологии (сочетание обучения с двигательной активностью, сменой мизансцен; игры для рабочего настроя, задания для творческого самоутверждения).
Интеграция образовательных областей:
"Социально-коммуникативное развитие", "Речевое", "Познавательное развитие", "Физическое", "Художественно-эстетическое".
Ход работы:
Взрослые и дети стоят в кругу, произносят "дружилку":
"Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты - мой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся."
(Выполняют движения по тексту.)
- Ребята, нам с вами пришло письмо - приглашение от кого вы узнаете, если отгадаете загадку:
"Старушка - грязнуля в избушке жила.
Не мыла кастрюли, полы не мела.
С посудой когда - то была у них ссора
Узнали бабулю?
(Федора)
- Почему посуда обиделась?
- Как закончилась сказка?
- Посмотрим что она пишет (Воспитатель "читает").
"Приглашаю вас, друзья,
В дом, на кухню я".
- Хотите очутиться в сказке, побывать в гостях у бабушки Федоры.
А чтобы благополучно добраться поиграем в игру "Дружба".
- Найти путь нам помогают осенние листочки.
Психогимнастика: дети закрывают глаза, превратившись в осенние листья кружатся, летят.
"На носочки поднимитесь
И в листочки превратитесь.
Как листочки покружились
Прямо в сказке очутились!"
(садятся полукругом)
- Посмотрите как у Федоры Егоровны чисто, уютно. А сколько посуды! (Слайды).
Федора хочет узнать различаете ли вы посуду.
-Бабушка приготовила для вас игры, задания, интересные истории, и конечно, ее любимые загадки. Мы покажем свои знания, я чтобы было справедливо, поделимся на компании по карточкам.
(Классификация: чайная, столовая, кухонная)
(Загадки о посуде)
(Дети отгадывают, изображая готовность "шалашиком") Федора предлагает игру "Знатоки" (передают чайник и называют предметы чайной посуды с хлопком).
"Кухня - мир, где тайн полно,
Где всегда есть волшебство
Однажды, это просто чудо,
У Федоры - ожила посуда
Меж собой заговорила,
Закипела, забурлила"....
- Предметы посуды хотели выяснить кто - же из них главный на кухне и так спорили, что во время ссоры некоторые из них разбились!
Давайте поможем собрать из осколков
Упражнение:
"Составь целое". (идет работа в компаниях, по 2-3 ребенка, составляют из частей
предметы чайной посуды).
Динамическое упражнение: (стоя в кругу).
"Вот большой пузатый чайник,
Очень важный, как начальник..." (Дети произносят слова и выполняют движения).
- Ой, я же совсем забыла!
- Я заказала от нас с вами с доставкой на дом подарок для бабушки Федоры. И вижу, что его уже доставили, отгадайте, что?
«С работой машина управится быстро.
Посуду помоет до блеска и чисто!» (посудомоечная машина)
Электроприбор для мытья посуды (открыть коробку)
- Но это необычная, сказочная посудомоечная машина! Прежде чем ее включить, нажать пульт, нужно составить рассказ о том предмете посуды, который хотите поместить за дверцу для мытья. Научим Федору Егоровну составлять рассказы? А поможет нам «схема – напоминалка».
(составление детьми 2-3 человека)
- Машина включилась, звучит музыка, значит рассказ понравился!
- Вечером, мы придем к Федоре с баранками, блинами и продолжим общение
- Вам понравилось гостить у Федоры? Что запомнилось особенно?
- Чем помогли? Какими мы были?
- Мы научили Федору составлять рассказы, склеили разбитую посуду, помогли, порадовали бабушку!