Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кузнецова Надежда Александровна,
педагог-организатор,
МКОУ Большеарбайская СОШ,
с. Большой Арбай,
Саянского района, Красноярского края
Формирование гражданственности и патриотизма у молодежи является важнейшей духовно-нравственной и социальной ценностью. Воспитание любви к Отечеству у школьников в образовательном процессе должно осуществляться через единство разнообразной познавательной, воспитательной и практической деятельности.
Краеведческая работа - эффективное средство формирования патриотического сознания и включения учащихся в общественную жизнь. Историческое краеведение – это элемент исторического образования, который обогащает обучающихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков.
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Для решения этой задачи необходимо обеспечить единство образования, воспитания и развития учащихся. Краеведческая деятельность, обладающая образовательными и воспитательными ресурсами, может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса. Через краеведение создаётся органическое единство интересов личности, общества и государства.
В нашей школе разработана и реализуется программа по патриотическому воспитанию «Я – Гражданин России». Благодаря включению в программу модуля по изучению региональной и локальной истории, которые изучаются на уроках истории, данная практика позволяет создать условия для достижения не только личностных результатов обучающимися, но и помогает им освоить универсальные учебные действия и межпредметные понятия.
Модель системы гражданско-патриотического воспитания школы:
Основные элементы патриотизма – это знания, ценности, качества, действия и позиция. Средства гражданско-патриотического образования и воспитания – это учебный процесс и воспитательный процесс.
В учебном процессе изучается история Красноярского края через внедрение региональной тематики в курс истории России. На уроках истории используются тематические метапредметные задачи-задания, построенные на основе учебных текстов в разных знаковых системах (исторические источники, тексты ученых-исследователей, тексты из учебных пособий по истории Красноярского края, публицистика, исторические карты, схемы, статистика, иллюстрации). К текстам составлены вопросы разного уровня сложности, направленные на формирование различных метапредметных (в первую очередь – познавательных) результатов и позволяющие включить учащихся в активную учебную деятельность. Задачи-задания используются на уроке, в качестве домашнего задания, индивидуальной проектно-исследовательской деятельности.
Воспитательный процесс состоит из нескольких направлений (блоков). Каждый блок, помимо общих целей и задач представленной программы, предполагает реализацию частных, более мелких целей, но от того не менее значимых: «Моя семья», «Моя школа», «Мое село», «Связь поколений». Каждый тематический блок включает в себя разнообразные формы и методы работы со школьниками.
Исследовательская деятельность: «История образования школы в селе Большой Арбай», «Село Большой Арбай в истории развития Саянского района», «Моя семья в истории развития Саянского района», «Труженицы тыла», «Участие воинов сибиряков в освобождении города Белый», «Роль поисковых отрядов в восстановлении исторической памяти о солдатах Великой Отечественной войны». «Определение возраста озера в селе Большой Арбай». Социально-образовательный проект «История села: люди, достижения», «Героем можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Социальное проектирование. Разработка и реализация проектов, направленных на благоустройство села: «Кто, если не мы?», «Остановка», «Двор моего детства». Разработка и реализация проектов, направленных на сохранение исторической памяти о жителях села: «Я помню! Я горжусь!», «Мои прадеды – герои», «Мы – наследники победы!», «Летопись родного села».
Участие в акциях и конкурсах: «Мой флаг! Мой герб!», «Великие люди великой победы», «Обелиск», «Бессмертный полк», «Парта Героя».
Проведение общешкольных мероприятий и классных часов, родительских собраний, направленных на патриотическое воспитание: «75 годовщина битвы под Москвой», «День неизвестного солдата», «День России», «Велопробег, посвященный Победе в Великой Отечественной войне».
Поисковая работа: участие в раскопках поисковых отрядов, акция «Память» (благоустройство памятника воинам Великой Отечественной войны, уход за могилами участников Великой Отечественной войны).
Тематические метапредметные задачи-задания направлены на формирование читательской грамотности учащихся. Каждая практическая задача, используемая на уроках истории для изучения региональной истории, заканчивается заданием, направленным на организацию проектно - исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами и исследованиями, начатая на уроке на основе материалов по региональной истории, переходит во внеурочное пространство, становится основой для изменения деятельности, как учащихся, так и учителей. Проектная и исследовательская работа изменяет и образовательное пространство школы – становится основой для организации школьных музеев, выставок, социальных проектов.
Главным результатом любой проведённой работы является её эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания школьников средствами краеведения в урочной и внеурочной деятельности – это удовлетворенность учащихся совместной деятельностью, их активность в мероприятиях патриотической направленности, результативность участия в соревнованиях, конкурсах, награды.
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является ее результат. Результатом воспитания является личность ученика.
Для проверки эффективности программы «Я – Гражданин России» мы используем методику исследования ценностных ориентаций Степанова П.В., Григорьева Д.В., Кулешова И.В. Авторы предлагают в качестве результата воспитания рассматривать личностный рост ребенка. Методика предназначена для изучения уровня развития ценностных ориентаций подростков и юношей. Позволяет оценить: характер отношений школьника к семье; характер отношений школьника к Отечеству; характер отношений школьника к Земле (природе); характер отношений школьника к труду; характер отношений школьника к культуре; характер отношений школьника к знаниям; характер отношений школьника к человеку как «иному», как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры; характер отношений школьника к своему телесному я.
Сформированность социальных компетенций позволяет оценить методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности учащихся».
Личностные результаты также отражены в «Портфолио» учащихся.
Для оценки метапредметных результатов можно использовать методику авторского коллектива под руководством Г.С.Ковалёвой, которая позволяет оценить уровень читательской грамотности учащихся в соответствии с требованиями исследования PISA.
Сентябрь 2020