Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЗНАНИЯ

Хорзова Светлана Кузьминична,
воспитатель,
ГКОУ КК школа-интернат,
с. Воронцовка Ейского района
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме, справедливости.
Наиболее актуальна и сложна эта работа с детьми с особыми образовательными потребностями.
Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки к независимому жизнеустройству. Низкий уровень познавательных интересов, повышенная внушаемость, недоразвитие воли, а также искаженная самооценка - характерные черты незрелости личности умственно отсталого ребенка. Следовательно, у детей с отклонениями в развитии необходимо воспитывать привычки общественного поведения даже в тех случаях, когда они ещё не в состоянии понять глубину их общественного содержания.
Наиболее актуальны в формировании нравственного сознания, чувств и привычек общественного поведения у воспитанников играют специальные методы и приёмы.
Методы и приёмы формирования нравственного поведения:
1.Упражнение (последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости):
• прямое требование (указание на то, что и как должен выполнить ребёнок);
• требование – просьба (обращение, предоставляющее ребёнку свободу выбора);
• требование – доверие («Я не сомневаюсь, что ты сможешь…».);
• требование – одобрение («Молодец, вовремя помог товарищу».);
• показ положительного действия («Посмотрите, как нужно…».;
• контроль и самоконтроль (выработка с учащимися плана совместных действий и привлечение их к самоконтролю).
2. Ролевая игра (игровой метод усвоения культурного поведения и норм нравственности).
3. Общественно - полезная деятельность (метод формирования ценных мотивов и способов общественного поведения):
• поручения;
• организация конкретной помощи;
• одобрение со стороны педагога;
• организация соревнования.
Методы и приёмы формирования нравственного сознания
1.Методы формирования нравственного сознания.
Методы формирования нравственного сознания направлены на разъяснение нравственных понятий и категорий, на выработку моральных чувств и оценок, норм общественного поведения. К этим методам относятся рассказы, беседы, лекции, диспуты на этические темы, воспитание на положительных примерах, взятых из жизни. Информационные методы, Воспитательный и классный час, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлений.
2.Методы формирования общественного поведения и опыта общественных отношений.
Методы, формирующие поведение ребенка, направлены на ориентацию деятельности детей, на формирование привычек нравственного поведения. Сущность этих методов заключается в том, чтобы выработать не только умения и навыки, “… но прежде всего – потребности вести себя соответствующим образом” Жизнь в коллективе, широкое участие в разнообразных видах труда, – все это создает возможность постоянно, повседневно прививать детям принципы нравственного поведения.
3.Практическо – действенные методы - воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства)
4.Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребёнка словесным поощрением.
5.Ситуация успеха - это решающее условие духовного становления личности. Все чаще стало звучать словосочетание: «Требуется с креативным мышлением» - то есть творческим, свободным. А это может проявиться лишь у такой личности, которая уверена в своих способностях и пережила успех собственной деятельности, причём неоднократно, так как видов деятельности очень много. Отсюда можно сделать такой вывод: чтобы ребёнок любил что-то делать, нужно создать ситуацию успеха этого дела. Ситуация успеха – фактор развития личности. Ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, которые обеспечивают успех. Успех – результат такой ситуации. Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной какой-либо работы.
Алгоритм создания ситуации успеха
1.Первое обязательное условие-атмосфера доброжелательности: улыбки, дружеское подбадривание, добрый взгляд, приветливость, ожидания исполнения и интерес к будущему результату. Всё это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей
2.Второе условие-снятие страха, необходимое для каждого ребёнка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи, помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела, оценки окружающих. Поэтому педагог непременно говорит что-то подобное: «Это совсем не трудно», «Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ» или же «Мы же рядом, мы все готовы помочь», «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». "Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения".
3.Авансирование успешного результата - дружеское положительное подкрепление. Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его учащийся обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности: «У тебя обязательно получится», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
4.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания: «Возможно, лучше всего начать с…», «Выполняя работу, не забудьте о..».
5.Внесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим одноклассникам не справиться...»
6.Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности: «Только ты и мог бы...», «Только тебе я и могу доверить...». «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...».
7.Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Побуждает к выполнению конкретных действий: «Нам уже не терпится начать работу...», «Так хочется поскорее увидеть...».
8.Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали: «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось...», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Важно учитывать индивидуально-личностные и возрастные особенности каждого воспитанника. С учетом этих данных намечаются как тактические, так и стратегические линии индивидуального подхода. Добиться хороших результатов в нравственном воспитании можно лишь тогда, когда оно связано с другими сторонами воспитания.
Нравственное воспитание помогает решать задачи всестороннего развития личности ребенка и корригировать его недостатки. Таким образом, создавая условия ребенку с ограниченными возможностями здоровья формируется оптимально развитая личность, способная к адекватному вхождению в общественную среду.

Сентябрь 2020