Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Середюк Ксения Анатольевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №394»
г.о. Самара
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. «Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектно- исследовательская деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой, образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в дошкольном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала. В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди творческие, активные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь ценным является - исследовательский опыт. Именно он позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Основной целью в исследовательской работе с дошкольниками является: стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала дошкольников и младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков, создание условий для формирования и развития умений детей. При развитии исследовательской деятельности дошкольников основными задачами педагогов являются: развитие у детей способностей аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал; знакомство обучающихся с методами исследования, их применением; обучение основам оформления работ; знакомство с основами применения информационных технологий; развитие коммуникативных способностей; формирование опыта публичного выступления, развитие культуры речи.
Проектно - исследовательская деятельность - это современная образовательная технология, успешно интегрирующая в учебный процесс и соединяющая в одно целое разные виды деятельности: познавательную, творческую, игровую. В работу по реализации проектов, исследований включаются несколько видов деятельности: поисковая, просветительская, консультационная, рекомендательная, творческая.
Сотрудничество педагогов, дошкольников и их родителей создает условия для решения проблемы развития ребенка в различных направлениях деятельности, формирует у детей положительно – эмоциональное отношение к занятиям, к предмету интереса, расширяет пространство взаимодействия, создает ситуации успеха, комфортности в коллективе (в группах), повышает уровень мотивации.
В работу по реализации проектов включались несколько видов деятельности:
1.         Поисковая работа.
Создание педагогами поисковых ситуаций, системы творческих заданий, выполняемых детьми. Ребенок осуществляет поиск материалов в библиотеках, энциклопедиях, интернет ресурсах.
2.         Просветительская работа.
Подготовка и выступление с творческими работами, докладами, сообщениями в группах, организацию массовых воспитательных мероприятий на основе системного и комплексного подхода.
3.         Консультативная работа.
Ребенок работает в содружестве, сотворчестве с педагогом, родителями.
4.         Рекомендательная работа.
Создание творческой атмосферы, условий, ситуаций успеха которые будут помогать преодолевать трудности ребенку. Помощь в преодолении трудностей ребенком. Ситуации успеха.
5.         Творческая
Разучивание танцевальных, литературно – музыкальных композиций. Написание творческих работ – стихов, сообщений, докладов. Подготовка работ изобразительного и прикладного искусства.
Вариативность применения своих интересов каждым ребенком в ходе реализации проектной исследовательской деятельности создает неограниченные возможности развития ребенка в образовательной среде детского коллектива.
В 2018 году нами был реализован проект «Пусть книги друзьями заходят в наш дом», основная идея содержательной части которого объединена одной общей идеей и направлена на то, чтобы сформировать целостную картину в детском сознании.
В процессе реализации этой работы шло погружение ребенка не только в избранный вид деятельности, но и в комплекс направлений деятельности (литературно-музыкальный, хореографический, изобразительно- прикладной, поисковый), что является основой творческого становления ребенка и обуславливает его естественное развитие.
Для реализации образовательных программ педагоги дошкольного учреждения применяют технологии: проектные, игровые, развивающие, личностно – ориентированные, активного и разно -уровневого обучения, используя при этом различные средства и формы: коллективные, групповые и индивидуальные.
Инновационные механизмы, реализуемые на занятиях в детском саду включают в себя:
- создание творческой атмосферы,
- систему творческих заданий, выполняемых на занятиях,
- организацию массовых мероприятий на основе системного и комплексного подхода.
- интернет ресурсы: yandex, google.
Занятия проводятся с использованием технических средств (видео, аудио материалы). Подготовлены мультимедийные презентации к массовым мероприятиям.
Оценка достижений осуществляется:
- во время итоговых игровых занятий, образовательных квестов, проведения конкурсов, викторин, праздничных программ, детских конференций.
- участие во Всероссийских конкурсах национальной образовательной программы «Познание и творчество», Международной программы «Умная планета».
В ходе работы по программе «Волшебная свирель: ступеньки грамоты» мы накопили опыт по проблеме организации проектно- исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников.
Учебно - исследовательская деятельность дошкольников организуется с учётом возрастных особенностей детей. Нами используются следующие формы и приемы работы:
- дидактические и развивающие игры;
- образовательные квесты;
- работа в библиотеке;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- беседы познавательного характера,
- экскурсии,
- исследования – путешествия.
Такие «путешествия» - создают условия для реализации развивающих задач и становление благоприятных взаимоотношений участников образовательного процесса. На занятиях педагогами создаются поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску детьми ответов на вопросы, способов деятельности. У ребят формируются возможности выполнять задания самостоятельно на посильном для них материале, накапливается опыт самостоятельных и творческих действий.
Различного рода сопоставления, сравнения активизируют процесс восприятия, делают его более дифференцированным, осмысленным, глубоким. Для сравнения используются произведения:
- одного жанра (два стихотворения, две сказки, две небылицы, два марша);
- сказки, пьесы, рассказы с одинаковым названием разных авторов. Например, бр. Гримм, Ш. Перо «Золушка», «Мальчик с пальчик», «Кот в сапогах»; бр. Гримм «Сестрица и братец» и русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди» и бр. Гримм «Шесть лебедей» и др.;
- контрастные произведения в пределах одного настроения (два веселых, два грустных и т.д.).
Знания детей пополняются и элементарными сведениями литературоведческого характера:
-простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме произведения, его жанре: песня, романс, стихотворение, рассказ, сказка и т.д.,
- знаниями особенностей фольклорного жанра: загадка, пословица, поговорка, скороговорка, прибаутка, небылица, частушка и т.д.
Обеспечить личностно-ориентированный характер обучения, усвоения у дошкольников знаний, умений и навыков помогает использование технологий развивающего и игрового обучения, образовательных квестов.
Образовательный квест – это одна из форм обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее и активно включаются в деятельность. Квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элементы соревнования и исследовательской деятельности. Это способствует развитию аналитических способностей, развивает фантазию и творчество. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
В ходе КВЕСТА у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная, восприятие красоты русского языка, художественной литературы и фольклора. Организация деятельности детей через проведение квест- игры имеет ряд преимуществ, что позволяет решать цели и задачи: всестороннего развития детей по различным направлениям; создание положительного эмоционального настроя; развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
– действовать в команде, а не поодиночке; помощь и взаимовыручка; внимательность и смелость;
– побуждение к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций; обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей.
Нами используются познавательные задачи, игры, кроссворды, ребусы, викторины, игры с буквами и словами: «Букв мало – слов много», «Ситуации», «Речевая тропинка», игры со сказками. Такие игры, веселые задачи, кроссворды пополняют словарный запас учащихся, развивают сообразительность, внимание, терпение, учат правильно подобрать нужное слово, использовать в речи пословицы и поговорки. Эта своеобразная «гимнастика ума» учит ребят анализировать, сопоставлять, фантазировать, т.е. развивает интеллект. Проектные технологии позволяют нам интегрировать в учебный процесс и соединить в одно целое разные виды деятельности: познавательную, творческую, игровую, исследовательскую.
Следует заметить, что взрослым надо быть очень аккуратными в оценке работ детей, хвалить юных исследователей, создавать ситуации успеха.
Большинство тем исследования дошкольников можно связать с литературой, искусством, историей, краеведением, фольклором. Дети под руководством педагогов осваивают азы проектно- исследовательской деятельности, учатся собирать информацию, анализировать её, оформлять и защищать свои работы.Есть уже много положительных результатов: Призёры Всероссийских конкурсов в номинациях «Школа ребусов», «Весёлая грамматика», «Я знаю русский », «Читаем Маршака», «Игры слов», «Ума палата», «В мире слов, фантазий и догадок» и др. Мы хотим отметить, что исследовательская работа расширяет кругозор, познавательные способности; появляются возможности использовать информационные технологии, приобретаются новые знания; осваиваются механизмы их самостоятельного получения; развивается логическое мышление; приобретаются способности работать с дополнительной литературой.
Таким образом, обобщив наш опыт, можно сказать, что в условиях дошкольного учреждения возможно решение задач, направленных на развитие исследовательских навыков дошкольников.
Октябрь 2020