Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ «СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ»

Трофимова Светлана Юрьевна,
воспитатель,
МБОУ «СОШ № 5 «Многопрофильная»
г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Пояснительная записка
Нравственно - эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса нашего образовательного учреждения и не может полноценно развиваться без такого компонента, как народная культура.
Однако, опираясь на опыт работы с дошкольниками, пришла к выводу, что не все воспитанники с интересом относятся к изделиям народных мастеров, испытывают затруднения в назывании той или иной росписи. Трудно даются элементы некоторых росписей («хохлома», «гжель», «городец» и др.)
Для того чтобы пробудить интерес детей к народно - декоративному искусству я решила внедрить в работу с детьми проектный метод. Этот метод актуален и эффективен.
Использование проектного метода в работе с дошкольниками обеспечивает сочетание интересов детей, педагогов и родителей.
В этой связи, задача педагога состоит в том, чтобы в доступной форме, на примерах из жизни, художественной литературы, путем проблемных ситуаций, развития речевой активности воспитывать в детях инициативность, активность, социализированность. Развивать желание родителей участвовать в совместной деятельности с детьми и педагогами в условиях семьи и ОУ.
В проекте «Сказочная гжель» основная задача состоит в систематизировании знаний воспитанников о декоративно – прикладном искусстве, его красоте, разнообразие, речевой активности, использовании в совместной деятельности детей и взрослых разных форм работы, что является актуальным для детей старшего дошкольного возраста.
Проблема: «Помочь музею организовать выставку предметов Гжельской росписи».
Актуальность: Во время беседы с детьми группы о декоративно – прикладном искусстве выяснилось, что воспитанники не умеют, аргументировано, доказательно излагать свои мысли, рассказывать о элементах роспись, описывать алгоритм росписи. В связи с этим, возникла необходимость формирования интереса к культуре, истории, традициям народного искусства; углубленное изучение гжельской росписи; развитие познавательного интереса на основе разнообразных форм совместной деятельности с взрослыми; применение полученных знаний, умений и навыков на практике.
Цель: развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (воспитанники вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с педагогами); установление партнерских отношений, определение новых форм работы.
Задачи:
·           Научить детей выделять характерные особенности гжельской росписи;
·           Научить детей создавать композиции на листах бумаги разной формы;
·           Закрепить технические навыки гжельской росписи: всей кистью, ее концом, примакивание, без прорисовки узора карандашом;
·           Формировать умение выполнять растительные элементы гжельской росписи: точки и широкие линии, капельки, цветы, птицы;
·           Развивать художественно-творческие способности, самостоятельность;
·           Развивать эстетическое восприятие предметов народных промыслов, учить видеть их красоту;
·           Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Вид проекта: групповой, исследовательский, познавательный, творческий, долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители воспитанников.
Срок осуществления проекта: декабрь - 2019г., январь, февраль - 2020г.
Предполагаемый результат:
·           Правильно называет вид декоративно-прикладного искусства «Гжельская роспись», знает характерные особенности.
·           Умеет смешивать краски на палитре для получения новых оттенков. В декоративном рисовании использует цвета, которые соответствуют народному характеру росписи.
·           Умеет создавать роспись на основе полученных знаний и опыта, сам выбирает изобразительные материалы, изобразительную технику, владеет техникой кистевой росписи.
·           Адекватно оценивает результаты своей деятельности и деятельности других детей, владеет навыками сотрудничества.
·           Бережно относится к изделиям русских мастеров и сверстников.
·           Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
Интеграция образовательных областей:
·           Социально-коммуникативное развитие;
·           Речевое развитие;
·           Познавательное развитие;
·           Художественно-эстетическое развитие.
Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.
Модель трёх вопросов

Что мы хотим узнать?

Как мы это можем сделать?

Что мы можем сделать?

Где и когда зародилась гжельская роспись?

Почему гжельской росписью расписывали предметы из глины?

Где и как использовались предметы расписанные гжельской росписью?

Спросить у взрослых (родителей, воспитателей); Посетить библиотеку и музей; Посмотреть познавательную передачу по телевизору; Чтение познавательной литературы;

Рассматривание иллюстраций с изображением различных народных промыслов.

Д/игра «Сухая аппликация»;

Подборка: художественное слово о гжельской росписи.

Слепить посуду из солёного теста или глины и расписать её;

Альбом (детские рисунки) «Сине – голубое чудо».


Работа над проектом

Этапы

Деятельность

педагога

Деятельность детей

1 этап

«Сказочная Гжель»

Поиск и подбор информации совместно с родителями

2

этап

Классификация подобранного материала;

Распределение воспитанников на группы

Посещение библиотеки с целью сбора информации о народном промысле Гжельская роспись;

Поиск фотографий и иллюстраций с изображением предметов, расписанных гжельской росписью;

Художественно-продуктивная деятельность.

3

этап

Беседы с воспитанниками о народных промыслах, о глиняной посуде;

Оформление собранного материала в альбомы;

Оформление папки – раскладушки для родителей.

Чтение познавательной и художественной литературы;

Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с изображением предметов, расписанных гжельской росписью.

Лепка посуды из пластилина, солёного теста и расписывание их,

Д/и «Узнай по описанию», «Собери осколки»;

Расписывание силуэтов посуды, рукавички и сапожки различными изобразительными материалами;

4

этап

Проведение открытого занятия для педагогов «Сине-голубое чудо».

Презентация альбома детского творчества «Сине – голубое чудо».







Реализация проекта

Работа с воспитанниками

Работа с родителями

Работа с педагогами группы

1.Познавательная деятельность:

Чтение познавательной и художественной литературы;

Беседы с детьми о народном промысле происхождении гжельской росписи;

Рассматривание игрушек, иллюстраций, открыток с изображением предметов расписанных гжельской росписью;

Экскурсия в библиотеку.

2.Игровая деятельность:

Д/и «Сложи осколки», «Третий лишний», «Узнай по описанию», «Назови элементы росписи», «Накрой на стол».

3.Художественно-продуктивная деятельность:

Расписывание салфеток, шаблонов, одноразовой посуды элементами гжельской росписи;

Лепка из солёного теста, глины и пластилина и расписывание посуды;

Изготовление дидактической игры «Сухая аппликация».

1.Подборка текстового и иллюстрационного материала для создания альбома «Сказочная Гжель».

2.Папка – раскладушка: декоративно – прикладное искусство «Сказочная гжель».

3.Подборка познавательной литературы и художественного слова о гжельской росписи для чтения детям.

4.Преобретение раскрасок «Голубое чудо» для самостоятельной художественной деятельности детей.

1.Рассматривание с детьми изделий предметов, расписанных гжельской росписью.

2.Экспозиция предметов декоративно-прикладного искусства на «полочке красоты».

3.Оформление с воспитанниками выставки детского рисунка в приёмной группы на тему «Рукавички и сапожки для снегурочки», «Посуда для Деда Мороза», «Рубашка для Снеговика».

Октябрь 2020