Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ ХАКАССКОГО ЯЗЫКА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Кобежикова Татьяна Борисовна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад «Зоренька»
Республика Хакасия, г. Абакан
Цель: развитие хакасского языка в режимных моментах в дошкольном учреждении.
Задачи:
Образовательные:
Объяснять новые слова и закреплять знания детей в ходе режимных моментах;
Развивающие:
- Развивать артикуляционный аппарат, посредством выделения специфических звуков из речи;
- Развивать связную речь с помощью иллюстраций, мнемотаблиц и через игровую деятельность;
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма.
Бесспорно, в республике Хакасия осуществляются меры по сохранению и развитию хакасского языка и культуры, однако проблемы сохраняются. Функционирование хакасского языка ограничено во многих сферах; сокращается количество хакасов, владеющих родным языком.
Виктор Павлович Кривоногов в исследовании «Хакасы в начале XXI века: современные этнические процессы», завершенного в 2011 году, констатирует «… среди негативных явлений мы находим убыстрение процесса языковой ассимиляции. Язык – настолько важный элемент культуры, что его уход перевешивает те позитивные процессы, которые появились последние 2-3 десятилетия».
Для сохранения хакасского языка, культуры необходимо совместными усилиями решить задачу расширения социальных функций хакасского языка как одно из государственных языков наряду с русским языком.
В республике имеется необходимая законодательная база. Действуют Законы Республики Хакасия «Об образовании» «О языках народов Республики Хакасия», «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений». Законодательно закреплены права граждан Российской Федерации, проживающих на территории республики, на свободный выбор языка, воспитания и обучения.
Прилагательные: ах хар чаапча (белый снег падает), окерек хызычах килче (красивая девочка идет), койтiк тулгучек чугурче (хитрая лисичка бежит).
Послелоги: андар чугур (беги туда), пеер кил (иди сюда).
Антонимы: нiске хызычах (худая девочка), симiс, чоон хызычах (полная девочка), соох кун (холодный день), iзiг кун (жаркий день).
Режимные моменты
План
Иртен (Утро)
- «Чалахай иртеннен!» (Доброе утро!)
- «Хазых полалар» (Будем здоровыми!)
Пальчиковые игры на хакасском языке
- «Арба хоор»
Арба хоор-хоор-хоор,
Чарба хоор-хоор-хоор,
Талган хоор-хоор-хоор,
Коче хоор-хоор-хоор,
Пiп-пiлегес!
Сып-сыганах!
Хоп-холтыгас!
Хылчых, хылчых, хылчых!
Физическая минутка (чалахай иртеннен харагастар… с добрым утром, глазки..)
- «Холларыбыс чуунчабыс» (ручки моем)
Сабын алынар, хол чуунынар, чысхыстын чызыннынар (Ручки мойте с мылом и полотенцем вытирайтесь) )
- «Иртен азыранарга одырчабыс» (завтрак)
(одырчахтарын алынар- взяли стульчики, стол кистiнзер иртенер- проходите за столы), азыранганнарын тосхымныг ползын- приятного аппетита, алгыс- спасибо).
ООД (организованная образовательная деятельность)
- «Тасхар ойнирга парчабыс» (прогулка)
(закрепление одежды, частей тела, глаголы (одыр-садись, тонан- одевайся, чаластан- снимай верхнюю одежду, кис- надевай, сых тасхар- выходи на улицу, чап изiк- двери закрой, хол чиденнеуер- за руки возьмите, полыс пир магаа- помогите мне).
Кунорте (Обед)
- «Узирга тимненчебiс» (подготовка ко сну).
(органзар иртенер- проходите на кровати, тозексер чадынар- укладывайтесь на постель, харахтарын чабынар- глазки закрыли).
- «Усхунчабыс» (пробуждение после сна).
(усхунынбар- просыпайтесь, турынар- вставайте, харахтарын азынар- открывайте глазки).
- «Ибзер нанчабыс» (вечер)
(ибзер сурын- отпрашивайся домой, ибзер чарир парарга- можно идти домой, анымчохтар- досвидание).
Октябрь 2020