Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Труфанова Татьяна Васильевна,
воспитатель,
МБДОУ ДС №71 «Почемучка»
Старооскольского городского округа
Белгородская область
С развитием техники в нашей стране увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой становится ребенок. В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дороге.
Вот почему, с дошкольного возраста необходимо приучать детей, в доступной форме, безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте Правилам дорожного движения [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает на поиск новых форм им методов взаимодействия с детьми и с родителями при подготовке ребенка к безопасному поведению к дорожной среде.
Именно использование проектной деятельности с использованием инновационных технологий помогает эффективно реализовать главные направления по формированию основ безопасного поведения на дороге [5].
Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в которой принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители и другие члены семьи. Совместная проектная деятельность с использованием ИКТ позволяет открывать новый практический опыт.
В ходе работы над проектами дети имеют возможность проследить изменения в жизни улиц и дорог, транспорта в разные сезоны и упорядочить свои знания с помощью инновационных технологий.
В настоящее время большое внимание уделяется дошкольному образованию. Образовательный и в том числе воспитательный процесс переходит на новый уровень развития личности с учётом интересов и потребностей ребёнка. Условием формирования учебно-познавательной компетенции является внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных или игровых.
В педагогической практике чрезвычайно высок интерес к поисковой активности, заложенной в ребёнке. Задача педагога развить этот интерес, для этого необходимо заинтересовать, увлечь ребёнка. Здесь и проходят нам современные технологии на помощь. Использование интерактивных технологий даёт ряд преимуществ, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимся опытом, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений [2].
Нельзя сказать, что информационные технологии заменяют традиционные средства, они дополняют и служат, как фактор обогащения эмоционального и интеллектуального развития дошкольника. С внедрением их в образовательный процесс дошкольных учреждений они призваны обогащать представление детей об окружающем мире [4].
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире. Компьютер передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Использование компьютера привлекает внимание детей и вызывает интерес к представленному материалу. Они воспринимают сначала как развлекательный момент на занятии, но в процессе развития темы, дети вовлекаются с большим интересом. При грамотном подходе это делает процесс гораздо продуктивнее [3].
В средней группе важно заинтересовать детей, актуализировать и систематизировать их знания о Правилах дорожного движения. Совместная деятельность детей и педагогов над проектом «Правила движения – достойны уважения» решает различные задачи с целью формирования информационной компетентности у детей, включающей умение получать информацию, используя различные источники, делать выводы, задавать вопросы. Вместе с детьми можно войти в проблему («Давайте поможем Автоше»), вжиться в игровую ситуацию, решая задачу: «Чтобы помочь нужно узнать» и решить проблему разными способами (наблюдение, беседа, чтение, рисование, загадки) [8].
Вместе с родителями совершать прогулки к проезжей части дороги, рассматривать фото, иллюстрации на дорожную тематику, познакомиться с дорожными знаками. Совместный просмотр сборника мультфильмов («ПДД для детей») помогает развивать наблюдательность, любознательность, умение составлять небольшие рассказы о дорожных ситуациях.
В совместной деятельности над проектом дошкольники выдвигают гипотезы о способах решения проблемы безопасности, выбирают разные методы для получения ответов на свои предположения (чтобы не было беды, нужно не нарушать правила). Все это проверяется, анализируется и систематизируется детьми, а в конце подводятся итоги.
Вместе с детьми целесообразно проводить показ серии презентаций («Зачем нужен транспорт?», «Зачем нужны дорожные знаки?», «Если на дороге нет светофора» и др.), которые развивают поисковую деятельность [7].
Использование видеофрагментов (мультимедийных фильмов, сказок, мультфильмов) по Правилам дорожного движения закрепляют у дошкольников знания о дорожных знаках. Каждая образовательная деятельность проходит интересно и продуктивно.
Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребенок мог легко ориентироваться в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях [6].
Работу над проектом можно осуществлять на основе «модели трёх вопросов»: «что мы знаем», «что мы хотим узнать», «что сделать, чтобы узнать».
В творческом союзе совместно с воспитателями, детьми и родителями эффективно проводить интересные мероприятия:
- работа с занимательным материалом: просмотр презентаций, проблемных ситуаций, фотографий;
- разные виды развивающих игр: «Перекрёсток» с использованием макета дороги, проезжей части и т.д.;
- сюжетно-ролевые игры: «Диспетчер», «Служба спасения», «Инспектор ГИБДД»;
- дидактические игры: «Лучший пешеход», «Автомагистраль», «Механики», «Волшебный жезл»;
- настольно – печатные игры: «Прогулки по городу», «Угадай транспорт», «Кто, на чём едет», «Умные автомобили»;
- подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Светофор», «Водители»;
- творческие игры: «Гараж», «Мой город», «Придумай свой дорожный знак», «Транспорт специального назначения»;
- викторины с объединением аудио-, видео- и анимационных эффектов: «Познавательный турнир», «Аукцион знаний»;
- развлечения: «Как вести себя на дороге», «Школа пешеходных наук»;
- участие в акциях совместно с сотрудниками ГИБДД с последующим созданием видеороликов;
- проведение электронных выставок совместных творческих работ на темы «Безопасность на дороге», «Мой любимый транспорт», «Папа, мама, и я соблюдаем Правила дорожного движения» позволяет создать коллекции цифровых фотографий и короткометражных фильмов [9].
Таким образом, в ходе проекта с использованием ИКТ у детей накапливается определенный опыт и формируется устойчивый интерес к Правилам дорожного движения, обогащается словарный запас, повышается познавательная активность.
Благодаря проекту с использованием мультимедийных технологий
обогащается развивающая предметно-пространственная среда игровым и дидактическим материалам, к процессу обеспечения безопасности жизнедеятельности вовлекаются родители, определяются дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.
Реализация проектной деятельности с использованием ИКТ в детском саду формирует у родителей представления о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей. Родителям полнее открывается жизнь ребенка в детском саду, а вовлечение их в образовательный процесс делает участниками всех проводимых мероприятий проекта.
Реализованные проекты с использованием компьютерных технологий помогают детям связать обучение с жизнью, сформировать навыки исследовательской деятельности, развивают познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Проектная деятельность на практике показывает свое преимущество и эффективность. Усилиями участников образовательной деятельности (педагог-дети-родители) успешно решается жизненно важная для всех проблема – своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Список использованной литературы
1. Авдеева Н. Н. и др. Безопасность [Текст] / Н.Н. Авдеева и др. - СПб.: Детство-пресс, 2007. – 144 с.
2. Голицина Н. С. и др. ОБЖ для старших дошкольников. [Текст] / Н.С Голицына и др.// Система работы. – М.: Скрипторий, 2010. – 112 с.
3. Грёзина О. Ю., Пятаева С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения: методические разработки. [Текст] / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. – Волгоград: Перемена, 1998.- 23 с.
4. Извекова Н. А., Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения. [Текст] / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 59 с.
5. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению. [Текст] / Е.Козловская// Дошкольное воспитание. - 2011.- №10. – С. 46-49.
6. Клочанов Н. Н. Дорога, ребёнок, безопасность: методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей. [Текст] / Н.Н. Клочанов – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.- 35 с.
7. Майер А. А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст] / А. А. Майер // Управление Дошкольным образовательным учреждением. - 2008. - N3. – 89 с.
8. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. [Текст] / Сост. Л.Б. Поддубная – Волгоград: ИТД «Корифей».- 21 с.
9. Хабибулина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. [Текст] / Е.Я. Хабибулина // Конспекты занятий. – СПб.: Детство-пресс, 2010. – 64 с.
Октябрь 2020