учитель-логопед,
МБДОУ детский сад № 38,
г. Уссурийск
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает педагогам новые возможности преподнесения материала.
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
· развитие индивидуальности воспитанников;
· развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
· повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
· стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
· повышение интеллектуального уровня детей;
· развитие креативности и нестандартности мышления.
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
· ИКТ (Информационно – коммуникационные технологии);
· Проектная деятельность;
· Лэпбук (Книга с информацией по одной теме);
· ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач);
· Квест;
· Кейсы.
ИКТ
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности педагогов и воспитанников.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга». Она представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Лэпбук - это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Также лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания.
ТРИЗ в детском саду подразумевает нахождение противоречий. Приведем пример. Солнце – это хорошо, оно дает земле свет и тепло. Но если не будет дождя, то начнется засуха, которая потом может преобразиться в пожар. Завершающим этапом является решение противоречий. Когда поставлена задача, например: идет дождь, что нужно сделать? Найдено противоречие: взять зонт, но он слишком большой и не помещается в рюкзак. Остаётся только сделать логичный вывод: следует взять складной зонт, который и от дождя защитит, и в сумку отлично поместится.
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета. Квест игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы ДО и её объёму.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Об организация инновационной деятельности в ДОУ можно говорить много и долго, результаты работы показывают, что она благотворно влияет на весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, создает необходимые условия для того чтобы ребенок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в современном обществе, а также повышает творческую активность педагогов.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.