Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ляхова Екатерина Олеговна,
учитель-дефектолог,
МБДОУ «Детский сад «Наукоград»,
Пермский край, г. Чусовой
В последние годы в системе образования наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности ребенка. Каждый родитель мечтает видеть своего ребёнка успешным и целеустремлённым, начиная уже с детского сада.
В Стандарте дошкольного образования отмечено, что в работе с детьми нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.п. После дошкольной жизни должно появиться у ребенка желание учиться. На выходе из детского сада должна быть сформирована социализация и индивидуализация личности дошкольника. Но на дошкольной ступени образования рассматриваются (в связи с особенностями дошкольного детства) только предпосылки индивидуализации. Как утверждает А.Г. Асмолов «…задача Стандарта дошкольного образования – позитивная социализация и индивидуализация личности ребёнка - дошкольника». С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности.
Технология проектирования по сути своей, способствует формированию личностных качеств детей дошкольного возраста и в свою очередь технология проектной деятельности является составляющей частью культурно – образовательных практик. По мнению Н.Б.Крыловой «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности», что естественным образом реализуется детьми в процессе выполнения проекта.
Одним из современных инновационных методов обучения и является проектная деятельность, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым, обеспечивает самостоятельную и совместную образовательную деятельность ребенка со сверстниками и со взрослыми вне занятий. Любая проектная деятельность ориентирована на интересы и возможности каждого ребёнка. Она предусматривает возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, помогает сформировать личностные качества ребёнка, на которые указывает ФГОС ДО. Детское проектирование предаёт ребёнку уверенность в своих силах, создает ситуацию успеха, обеспечивает становление у ребенка универсальных умений, на что так же указывает ФГОС ДО.
Педагогами нашего детского сада в организации образовательной деятельности умело применяются в тесном сочетании классические незыблемые традиции с инновациями, обеспечивающими активное формирование личностных качеств дошкольников. Технология проектирования в образовательной сфере признана инновационной и эффективной, т.к. ориентирована на применение педагогами деятельностного подхода в расширении вариативности образовательного пространства, при котором сам ребенок выбирает содержание своего участия в деятельности, становясь субъектом образования. Проектная деятельность детей со сверстниками, его взаимодействие с взрослыми создает социальные ситуации развития ребенка, позволяющие выстроить ему свой индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности по мере достижения конкретной цели.
Данная технология опирается на интересы и возможности каждого ребёнка, предусматривает предоставление выбора детьми материалов, видов активности, выбор партнеров для участия в совместной деятельности, для общения, поддерживает инициативность детей. Именно это и диктует ФГОС ДО. (4.6.) в требованиях к целевым ориентирам. Любой детский и детско-взрослый проект предоставляет возможность каждому ребёнку проявить себя, почувствовать себя нужным, успешным.
Ежегодно по традиции в детском саду проходит образовательная деятельность в рамках проекта «Мы вместе», объединяющего воедино работу всех дошкольных групп. Этот проект обеспечивает образовательное взаимодействие детей разных возрастов, объединяет всех (детей и взрослых) целенаправленными действиями по разным образовательным областям в теме актуальных событий ДОУ. Успешные пробы своего участия в общем проекте подвели меня к разработке собственных групповых проектов.
Первым самостоятельным проектом в моей практике был проект «Ледяная Змейка», направленный на познавательно-исследовательское развитие детей старшего дошкольного возраста. Целью проекта было достижение общего результата в процессе познавательно – исследовательской деятельности детей на основе моделирования предстоящих проектных действий. Метод детского проектирования обеспечил поэтапные действия по алгоритму, доказавшему свою эффективность в практике работы нашего ДОУ со старшими дошкольниками. На первом этапе - мотивация детей к деятельности, опирающаяся на интерес детей; прогнозирование планируемого результата. На втором этапе - привлечение детей: к определению проблемы, к постановке цели проектной деятельности по преодолению проблемы, к выбору материалов, отбору инструментов, к выбору способа действий, к планированию деятельности. На третьем этапе - непосредственная реализация намеченного плана («что сначала, что потом»). На четвёртом - подведение итога (совместный анализ выполнения проекта, оценка результата, самоанализ). Таким образом, в процессе реализации данного проекта ребята самостоятельно определили проблему (недостаточность снежных построек на участке), самостоятельно поставили перед собой ряд задач по устранению проблемы, вышли на необходимость привлечения взрослых - родителей, предположили и обозначили ожидаемый результат. На успешность хода выполнения проекта повлияли интерес детей и активность родителей, их позитивный отклик и поддержка.
Другой проект – «У солнышка в гостях» был направлен на речевое развитие детей среднего дошкольного возраста. Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В театрализованной игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй. Поэтому целью этого проекта было повышение качества развития связной грамматически правильной речи ребёнка 4–5 лет через сказку и игру–драматизацию с непосредственным участием родителей и узких специалистов. По ходу сменяющихся деятельностей в процессе продвижения к достижению цели дети вжились в проблемную ситуацию, в их поведении ярко просматривался эмоциональный компонент детской саморегуляции, который проявился слиянием желания ребенка – субъекта деятельности – с целями задач, которые предполагалось выполнять созданной ситуацией, имеющей конкретный смысл (практический и эмоциональный). Этот проект позволил вовлечь в непосредственное образовательное участие большее количество родителей; повлиял и на установление взаимодействий всех субъектов образования: воспитателя, родителей, детей, узких специалистов ДОУ, способствовал поиску новых нетрадиционных форм взаимодействия. В рамках проекта прошло взаимодействие в детско – взрослом клубе «Сказочка - рассказочка», в котором за круглым столом распределялись роли по желанию детей и их родителей. Во время клубных встреч отрабатывались диалоги, проходила работа над мимикой, жестами, интонацией, выразительностью движений, индивидуально проводилась работа специалистов. Так, учителем – логопедом был организован кружок для детей и родителей «Речевичок». В кружке дети и их родители практиковались в правильном звукопроизношении, в грамотном построении сказочных диалогов, правильной интонации и выразительности речи; а музыкальный руководитель ДОУ объединила участников проекта в мини- кружок «Песенка-чудесенка», в котором все участники отрабатывали музыкальный репертуар к предстоящей сказке.
Обобщая результаты выполненных проектов, пришли к выводу, что показателем успешности ребёнка, стали проявления самостоятельности в планировании собственных действий и в организации рабочего места к предстоящей деятельности. Характер действий детей подтвердил их сознательное применение и самостоятельное удерживание задач и способов действий, приводящих к достижению результата. В процессе проектного коммуникативного взаимодействия со сверстниками и с взрослыми так же прослеживалась произвольность детской саморегуляции, которая отражалась адекватным поведением детей. Т.о., вовлечение детей в проектную деятельность определяет становление их личностных качеств. Поэтому проектная технология продолжает оставаться актуальной и востребованной, как сегодня, так и в ближайшем будущем.
В завершении следует подчеркнуть, что в свете выполнения ФГОС ДО, проектная технология входит в работу по обеспечению разных видов культурных практик. Перспективой продолжения работы в проектном режиме будет создание условий, обеспечивающих детям особую собственную практику, особые собственные пробы сил через самостоятельные проекты в рамках модели ОД – «Самостоятельная деятельность детей».
Октябрь 2020