Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Маркелова Надежда Дмитриевна,
воспитатель группы раннего возраста,
МБДОУ «Детский сад №20 «Белочка»,
Республика Коми, г. Инта
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.
Информационно-коммуникационные технологии, постепенно проникающие во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносят свои коррективы в вопросы воспитания и образования детей дошкольного возраста. Они становятся средством умственного и речевого развития детей. Однако знакомство детей с новыми информационными технологиями начинается, как правило, в дошкольном возрасте. Использование ИКТ в работе с детьми раннего возраста всегда было спорной темой. Многих волнует вопрос: «А стоит ли так рано начинать знакомство ребёнка с компьютерными технологиями? Не вредно ли это?». Именно этот факт побудил меня сделать темой моего исследования «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми раннего возраста».
Уже в раннем детстве дети испытывают неподдельный интерес к изображениям, двигающимся на экране телевизора. Поэтому мной была выдвинута гипотеза, что правильно подобранный и грамотно поданный видеоматериал мог бы помочь детям в восприятии окружающего их мира и звуков природы, помочь увидеть много нового и интересного из того, что невозможно объяснить маленькому ребенку по картинкам или иллюстрациям, а кроме того мог бы помочь и в развитии речи.
Цель моего исследования – доказать эффективность использования ИКТ в работе с детьми раннего возраста.
Работа по данной теме строилась в три этапа.
На первом этапе было проведено диагностическое обследование детей по выявлению уровня освоения детьми образовательной области «Познавательное развитие». Результаты мониторинга выявили у 19% детей низкий уровень освоения области, средний – у 76%, и лишь у 5% детей высокий уровень развития.
Изучив полученные данные, на втором – формирующем – этапе я внесла некоторые изменения в организацию непосредственной образовательной деятельности детей. На всех занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и ознакомлению с художественной литературой я стала использовать мультимедийное оборудование.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром обязательно сопровождались не анимационным, а реальным видеосюжетом, который я самостоятельно создавала в видеоредакторе, ориентируясь на познавательные возможности малышей, в первую очередь на доступность для понимания. Особенно хорошо этот приём зарекомендовал себя при ознакомлении детей с природой: с растительным и животным миром. Например, занятие, на котором дети знакомятся с утиным семейством. Изначально на экране яйцо, из которого вылупляется утенок. Утенок идет, стоит, крякает. Воспитатель знакомит детей с утёнком, рассказывает о цвете пёрышек, какие у него лапки, крылышки и тд. Просит послушать как крякает утенок и предлагает покрякать вместе с ним, что способствует развитию речи.
Далее воспитатель просит обратить внимание на движения утенка, как он идет и предлагает деткам походить как утенок и покрякать. То есть инновационные средства обучения сочетаются с традиционными, получение познавательных знаний перемежается с подвижной игрой, и дети не находятся всё занятие в статичных позах. Можно посмотреть, как утенок купается, чистит перышки или машет крылышками, обыгрывая его движения. Таким образом, дети видят, как утёнок становится уткой.
Знакомясь с сезонными изменениями в природе дети в динамике видят, как с деревьев опадает листва осенью, растут снежные сугробы зимой, а по весне тают сосульки.
С помощью такой инновации ребенок получает наиболее реалистичное представление об окружающем мире, не проводя много времени перед экраном.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой я использовала иллюстративный материал, предоставленный различными ресурсами сети Интернет, что очень помогло в работе, так как в методическом кабинете часто нужные картины отсутствуют.
Занятия с использованием мультимедийного оборудования неизменно вызывали у детей интерес и положительные эмоциональные реакции.
На заключительном этапе мною была проведена повторная диагностика по освоению образовательной области «Познавательное развитие». Полученные данные выявили положительную динамику. 52% детей имели высокий уровень знаний и представлений об окружающем мире. 43% детей имели средний уровень развития, и лишь у 5% он остался низким.
Таким образом, использование средств информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка раннего возраста гораздо эффективней и открывает новые возможности раннего образования, помогая детям лучше усваивать знания.
Применение ИКТ оживляет образовательный процесс, что особенно важно, если учитывать психологические особенности раннего возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим.


Октябрь 2020