Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА

Белова Тамара Александровна,
учитель химии,
Даниленко Наталья Владимировна,
учитель географии,
Пухова Ирина Борисовна,
учитель биологии,
ГБОУ «Белгородская коррекционная
общеобразовательная школа-интернат №23»
г. Белгород
Сегодня, в век ноосферного развития, в практику работы учителей наряду с традиционной методикой широко входят методы активного обучения: интерактивные, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры, метод опорных конспектов, технология модульного обучения и многие другие. С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый творческий потенциал, является метод проектов. Проект – это возможность выразить свои собственные идеи в творчески продуманной форме: изготовление коллажей, объявлений, проведение интервью и исследований, демонстрация моделей с необходимыми комментариями и т.д.
Проект – это 6 «П»:
·          Проблема.
·          Проектирование.
·          Поиск информации.
·          Продукт.
·          Презентация.
·          Портфолио.
Существуют правила успешности проектной деятельности:
§  В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
§  Команды не соревнуются.
§  Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
§  Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
§  Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
§  Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Метод проектов требует длительной подготовки: выбор темы, разделение класса на группы с учетом желаний ребят, составление заданий, пути решения поставленных задач и возможные варианты отчета. Представление результата такого вида деятельности требует высокой речевой культуры. Системная работа над развитием речи у обучающихся на уроках русского языка позволяет применять полученные навыки на уроках естественно-научного.
Форма уроков может представлять собой ролевую игру, урок-презентацию, урок-семинар, урок- путешествие и т.д. Формы организации учебной деятельности – групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации подходят исследовательские проекты. Чаще всего они используются на уроках химии. Например, в 8 классе по теме «Химические свойства кислот». Возможна индивидуальная или парная работа. Повторяем правила безопасности работы с кислотами, вспоминаем их свойства. Возникает вопрос: «Так ли опасны кислоты?». Целью школьника в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы. Ребята подкрепляют свои догадки и предположения, исследуя свойства кислот – выполняют эксперимент (взаимодействие кислот с индикаторами, металлами, оксидами металлов, основаниями). Записывают наблюдения и уравнения реакций в тетради, одновременно дублирую все записи на доске. В 9 классе при изучении раздела «Теория электролитической диссоциации» экспериментально доказывают, какие химические реакции идут до конца, в каком случае можно написать не только молекулярные, но и полные и сокращенные уравнения реакций. Анализируют результаты, обобщают, сравнивают, выявляют закономерности, делают выводы, обосновывают свою точку зрения.
Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку. Довольно интересным является написание сказок. Например, сказка ученика 6 класса по теме “Проводящая ткань”:
“Жила-была проводящая ткань. Служила она на таможне и проводила полезные вещества в разные органы растений. Дружила с корнями и стеблем, и ее друзья старались помогать ей. Каждый день через таможню, на которой работала проводящая ткань, переправлялись все новые и новые продукты питания для всего растения. И придумали корни и стебель построить туннели, чтобы быстрее осуществлялась работа на таможне. Тогда у ткани останется больше времени для общения, и друзья будут проводить больше времени вместе. Стали они думать и гадать, какую форму придать этим туннелям и построили их в виде длинных трубочек, снабдили их автоматикой да электроникой разной. Даже название красивое придумали – “сосуды”. С тех пор полезные вещества стали передвигаться автоматики и потому быстрее, а у проводящей ткани стало больше свободного времени, чтобы болтать со своими друзьями, так как ей не приходилось проверять документы у каждого вновь прибывшего вещества. Все это происходило за счет стенок сосудов, снабженных особыми датчиками и пропускной системой. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!”.
В качестве домашнего задания учащимся 7 класса по теме "Значение бактерий» было предложено оформить биологический журнал под названием "Мир бактерий". Все ученики 7 класса являлись журналистами и получили задание написать статью в соответствии с тематикой выбранного ими отдела редакции. К примеру, для отдела промышленности было дано задание написать статью по производству кисломолочных продуктов,
журналисты из отдела здравоохранения писали сообщение об опасных болезнетворных бактериях, учащиеся, выбравшие для себя отдел рекламы, разрабатывали заметку в журнал о самых новых антибиотиках. Ребятам требовалось найти дополнительный материал по теме "Бактерии" и изложить его кратко и доступно для учащихся, которые будут читать их материалы. Работы были представлены в виде доклада и распечаток, а далее проходило их обсуждение.
В ходе выполнения этих заданий учащиеся развивают фантазию, наблюдательность, внимание и способности, а для некоторых тем им приходится искать дополнительную литературу.
Игровые или ролевые проекты вовлекают в решение проблемы и детей и взрослых. Чтобы добиться этого, нужно не просто искать информацию, необходимо будет организовывать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать её интересной для всех. Это учитывается при построении "географических проектов". Например, при изучении карты в 6 классе предлагается проект «По дороге домой». Ребенок индивидуально составляет свою карту, привлекая к работе членов своей семьи. Все увлечены совместным делом, выслушивают предложения и замечания каждого. Вместе обсуждают наиболее значимые объекты, которые необходимо внести на карту. Работа способствует сплочению семьи, которая с нетерпением ждет защиты карты и оценки за работу. Или при изучении стран Европы, Америки, Африки в качестве географического проекта предлагается совершить путешествие по странам. Класс разбивается на группы. Каждая должна разработать маршрут, объяснить его преимущества; просчитать продолжительность поездки и ее стоимость, кратко описать свои наблюдения и впечатления. Особенно важно, что основные виды школьных работ концентрируются на живом и жизненном материале; дети общаются между собой, учатся разбираться в реальной жизни, Результаты выполненных проектов оформлялись в виде газеты, презентации, буклета.
Оценка результатов и процесса проектной деятельности складывалась из умения кратко и четко раскрыть сущность проекта и его основные результаты, форму представления отчета, умения лаконично отвечать на вопросы.
Таким образом, проектная деятельность на уроках естественно-научного цикла помогает обучающимся использовать знания, приобретенные при изучении других предметов для решения познавательных и практических задач. Ребята приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, обобщения), развивают системное мышление. Учитель подсказывает новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности и является дополнением к учебным пособиям.

Октябрь 2020