учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 31,
пгт Краснобродский
С введением в школах ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
Исследовательская проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.
При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добывать для достижения поставленной цели.
Алгоритм разработки проектов таков: проблема-цель-результат.
Проектно-исследовательская деятельность детей включает в себя следующие этапы:
1) Подготовительный этап
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- постановка целей и задач, определение источников информации;
- выбор критериев оценки.
2) Основной этап – разработка проекта – (сбор и уточнение информации).
3) Заключительный этап – представление, защита проекта.
Виды проектов:
- исследовательский;
- творческий;
- ролевой, игровой;
- информационный.
Результат зависит от состава и организации работы. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
- баланс ролей;
- чёткость целей;
- согласованность задач, поставленных перед каждым членом;
- выработка единой системы ценностей;
- формирование умения выходить из конфликтной ситуации;
- воспитание поддержки и взаимного доверия;
- разработка подходящей методики работы;
- обеспечения успешного руководства со стороны учителя;
- регулярный отчёт о проделанной работе;
- ориентация на индивидуальное развитие каждого ребёнка;
- развитие навыков общения.
Итог проектно-исследовательской деятельности.
При групповой форме деятельности оценивается работа группы в целом, при парной и индивидуальной – соответственно действия пары или конкретного ребёнка.
Перечень возможных форм реализации проектной деятельности:
- выставка;
- газета;
- журнал;
- игра;
- коллекция;
- прогноз;
- серия иллюстраций;
- сценарий и др.
В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью.
С 1класса некоторые проекты носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Во 2-4 классах многие ученики уже знают, какой им предмет интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.
Проекты по «УМК Школа России»:
1 класс. «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние животные», «Живая азбука», «Скороговорки», «Сказочная страничка», «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
2 класс. «Красная книга или возьмем под защиту», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Города России», «Страны мира», «Сказки, загадки, небылицы», «Мой детский журнал», «Узоры и орнамент на посуде».
3 класс. «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий», «Тайна имени», «Математические сказки».
4 класс. «Разнообразие природы России», «Путешествие по реке времени», «Составим орфографический словарь».
Примеры проектов из моей практики.
Проект «Моя семья». Данный проект проходил в рамках уроков окружающего мира. 1 класс.
Цель проекта: рассказать о своей семье, событиях, которые в ней происходят, представить каждого члена семьи и подготовить фоторассказ.
Задачи:
1. Собрать данные о своей семье.
2. Изучить жизнь и увлечения моей семьи.
3. Оформить проект.
Форма работы: индивидуально.
Источники информации: семейный фотоальбом, личные впечатления.
План проекта:
1. Представление моей семьи.
2. Наши интересные события.
3. Вывод.
Проект «Моя семья» направлен на формирование осознания значения семьи в жизни ребенка, принятия ценностей семейной жизни, формирования уважительного отношения к своей семье.
Проект «Мой класс и моя школа»
Цель проекта: подобрать фотографии моего класса и моей школы, познакомить с нашими буднями и праздниками и рассказать о нашей любимой учительнице.
Задачи:
1. Собрать фотографии и информацию о своем классе, о школе.
2. Составить рассказ на основе полученной информации.
3. Оформить проект.
План выполнения проекта:
1. Представление школы.
2. Представление класса.
3. Подбор фотографий к проекту.
4. Составление подписей к фотографиям.
5. Подготовка фотогазеты.
Данный проект воспитывает чувство гордости и ответственности за свой класс, свою школу, способствует формированию уважительного отношения детей друг другу.
Исследовательский проект по теме: «Семь чудес Кемеровской области» (внеурочная деятельность).
Цель проекта: изучение уникальных объектов, расположенных на территории Кемеровской области.
Задачи:
1. Найти информацию о семи чудесах Кемеровской области.
2. Создать карту.
3. Оформить буклет.
4. Поделиться информацией с другими.
Идея данного проекта – подготовка к юбилею образования Кемеровской области с целью выявления уникальных и наиболее значимых исторических, природных, культурных, архитектурных объектов, расположенных на территории Кемеровской области.
Итогом нашей работы было создание карты «Семь чудес Кемеровской области», одноименного буклета и публичное выступление.
Исследовательский проект «Моя малая родина – Краснобродский» (внеурочная деятельность).
Цель проекта: изучение истории возникновения поселка, знакомство с его основными достопримечательностями.
Задачи:
1. Узнать историю родного поселка, его объекты и достопримечательности.
2. Собрать сведения о поселке через общение и интервью со старожилами поселка Краснобродский.
3. Провести опрос среди родителей об истории поселка.
Объект исследования – история возникновения поселка Краснобродский.
Методы исследования:
- изучение и анализ архивных документов;
- сбор информации в сети Интернет;
- экспресс – опрос «Что вы знаете об истории возникновения поселка Краснобродского, его достопримечательностей?»;
- обработка информации;
- подготовка фотогазеты, презентации и защита работы.
Проект «Моя малая родина – Краснобродский» направлен на формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к поселку, стране, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.
Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. В процессе работы я пришла к выводу, что учащиеся могут успешно выполнять проектную деятельность. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе, в урочное и внеурочное время.