музыкальный руководитель,
МАОУ детский сад № 79 «Гусельки»,
Самарская область, г.о. Тольятти
Цель: раскрытие эмоционально-творческого потенциала ребенка.
Задачи:
Образовательная:
· способствовать обмену информацией о осени, как о времени года;
· стимулировать познавательную активность детей посредством постановки проблемных задач, приобщать к исследовательской деятельности;
· побуждать детей к восприятию классической музыки, высказываться о своих музыкальных впечатлениях.
Развивающая:
· развивать творческое воображение, возможность проявления творческой инициативы в разнообразных видах импровизации.
Воспитательная:
· воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества, ответственности, активности, выдержки, культуры общения.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
Методы и приемы:
Проблемные вопросы и ситуации, совместное целеполагание, ИКТ, коммуникативная, дидактическая, сюрпризный момент, конструирование нетрадиционным способом.
Материал:
Мультимедийное пособие «Времена года», экран, ноутбук, столы и стулья по количеству детей, осенние веточки, осенние листья, муляжи фруктов и овощей, клей, картон, цветная бумага, лоскуты тканей, вуаль, шляпы, ободки, тесьма, ленты, шарфы, разноцветные листья из бумаги, фольга, гофрированная бумага, самоклеящаяся бумага, фломастеры, акварель, кисточки, цветные карандаши, набор гримировальных красок.
Условия организации
Самоопределение
(Выбор ребенком вида музыкальной деятельности/репертуара/партнера и т.д.)
Самореализация
(Непосредственная детская деятельность с продуктом)
Саморазвитие
(Задание для самостоятельной проработки)
1.Количество педагогов:
(музыкальный руководитель, воспитатель, хореограф, воспитатель по изобразительной деятельности)
2.Количество помещений в ДОО: (музыкальный зал, групповое помещение, изостудия)
1. Распределения ролей:
– Осень, овощи.
2.Выбор детской деятельности:
-музыкально-игровая, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.
3.Выбор материалов для инсталляции.
Выборов атрибутов для музыкально-игровой деятельности.
1. Беседа по картине Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»
2. Хоровод «Что нам осень принесет?» муз. и сл. Л.Некрасовой
3.Деятельность по выбору:
3.1 Музыкальные игры:
«Горошины», муз. В Карасёвой, сл. Н. Френкель, «Репка», р.н.м.
3.2 Инсталляция «Осенний натюрморт»;
3.3 Музицирование:
Игра на музыкальных инструментах.
1.«Незаконченная картина» - рисование натюрмортов.
2.Рассматривание каталогов осенних картин.
3.Пиктограммы музыкальных игр.
4.Составление мнемодорожки, к выбранному произведению.
5.Составление партитуры игры на музыкальных инструментах.
Изо деятельность,
конструирование- моделирование.
Художественное слово
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну искусства, в страну живописи, танца, музыки и красоты.
Сейчас самое красивое и удивительное время года – Золотая осень. Листья на деревьях начинают желтеть, отцветают цветы на клумбах детского сада, в садах поспели яблоки, сливы груши. А сколько вкусных и полезных овощей собрали люди с огородов?
Ведущая читает сказку про овощи.
«Сказка про овощи»
Жили на одном огороде овощи. Все они были очень разные. Зелёный огурец был весёлый, озорной. Красный помидор был важный, напыщенный. Оранжевая морковка всё время скучала и причитала: «Вся моя краса спрятана под землёй, какая я несчастная!» Белокочанная капуста была добродушной и словоохотливой. Коричневый картофель был очень дружелюбным. Репчатый лук был вредный. Он любил, когда все вокруг проливали слёзы. Вот такие разные овощи жили на огороде. Но однажды пришла хозяйка, собрала все овощи в одну корзину, выложила на стол и овощи подружились. К столу подошла девочка – художница и сказала: «Ах, какой красивый осенний натюрморт получился! Нужно обязательно его нарисовать». Овощам понравилось это красивое слово, и они с радостью принялись позировать.
Натюрморт – это жанр живописи, изображение неодушевлённых предметов: объединённых в одну композицию.
Художник, прежде чем написать натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга.
Слайд 1.
Картина Бальтазара ван дер Аст. «Корзина с цветами и фруктами»
Слайд 2.
Картина «Корзина с фруктами» Караваджо.
Слайд 3.
Картина Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» (Беседа)
Ведущий: Ребята, хотите попробовать составить натюрморт, который будет украшать нашу группу? (ответы детей)
Музыкально - ритмические движения
Музыкальные инструменты
1. Постановка проблемы
Ведущая: Ребята, скажите, как вы думаете, а натюрморт можно только нарисовать?
Ответы детей: Его можно составить из стихов, песен, составить композицию из даров осени.
Разделение на подгруппы на основе выбора вида деятельности.
Ведущий: Музыкант создает образ звуками, хореограф движениями, художник цветом и формой, поэт словом.
Кем Вы хотели бы сегодня стать? (Дети делятся на команды)
Игровая мотивация для восприятия интегрированного художественного образа
Звучит муз. А. Шнитке «Сюита в старинном стиле»
Воспитатель по ИЗО предлагает посмотреть видеописьмо.
Звучит запись, дети смотрят короткометражный мультфильм «Натюрморт» (Творческое объединение «Экран», 1981 г.)
Звучит запись: дети читают стихотворение.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале.
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт.
Или все предметы сразу,
Знай, что это-натюрморт.
Хореограф:
Смотрите, ребята, листья цветные…
Листья цветные, но непростые!
Осень загадки на них написала,
Этих загадок не так уж и мало!
Вам их нужно прочитать
Непременно отгадать.
Они разные бывают,
В огородах созревают,
Одним словом называют,
В борщ их мамы добавляют!
(овощи)
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся…
(фрукты)
Слушание и выделение частей музыки, средств музыкальной выразительности, сильных долей, прохлопывание ритма.
2. Выдвижение гипотез
Какие средства выразительности можно использовать для создания художественного образа «Осенний натюрморт»
Воспитатель по ИЗО:
Ребята, подойдите все к столам и посмотрите, что лежит на столах?
(Да на столах лежат разные предметы: бумага, ткань, пуговицы, семена, веточки, засушенные листочки, фантики и т.д.). Я предлагаю вам сегодня создать из этих материалов-натюрморт, но натюрморт - необычным способом. Посмотрите подойдут наши материалы для поделок? Что можно сделать из серо-коричневой ткани? — Правильно из такой ткани можно сделать -картошку. А куда мы ее положим в корзину или в вазу? Правильно, картошку мы положим в корзину, потому что это - овощ. А что мы положим в вазу? - правильно в вазу мы положим-фрукты.
Подумайте, а что можно положить около вазы? корзины? с боку?
Ребята, сейчас подумайте, что вы хотите сделать и приступаем к работе.
(В ходе работы детей используются указание, помощь, индивидуальная работа).
1.Выбор стихотворения к картине.
***
Насыпьте листья прямо на столе.
Поставьте чайник и любимый торт,
И вот, готов, в холодном октябре,
Прекраснейший, осенний натюрморт.
***
Поставьте астры в вазе у окна,
Среди поспевших слив и винограда,
Картина эта, свежести полна.
И натюрмортом этим всех порадуй.
***
Осенние картины, не сравнить ни с чем,
Ведь, лишь у осени такие краски.
А натюрморты, так понятны всем.
Чудесные, красивые, как в сказке.
2. Выбор картинок, какие образы из стихотворения понравились.
3.Выбор символов и пробы интонационной выразительности произнесении фраз.
1.Подбор атрибутов для хоровода «Что нам осень принесёт?», муз. И сл. Л.Некрасовой, музыкальных игр «Горошина», муз. В Карасёвой, сл. Н. Френкель,
(По считалке выбирается Петушок, дети, взявшись за руки идут по кругу, Петушок противоходом – за кругом. На слова «он горошину нашёл» Петушок дотрагивается до любого рядом стоящего ребёнка – теперь это Горошина. По окончании пения Петушок старается догнать Горошину, которая убегает в круг и из круга. Пойманная Горошина считается съеденной). «Репка», р.н.м. (Дети встают в круг, в середине круга ребенок - «репка», за кругом ребенок - «мышка». Дети берутся за руки, идут по кругу и поют:
«Репка, репка, репонька,
Расти, расти крепонька,
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста. Да!»
В это время «репка» растет, а «мышка» двигается против линии танца. После слова «Да!» дети поднимают сцепленные руки вверх, «репка» убегает, а «мышка» старается ее поймать. Затем назначаются новые «репка» и «мышка» и игра повторяется).
2. Пробы танцевально-игровых движений.
3. Рассматривание картинок для составления общей схемы коллективного танца.
1.Подбор музыкальных инструментов, показ звукоизвлечения.
2.Воспроизведение ритма на инструментах.
3. Окончательный отбор инструментов, определение групп инструментов в ансамбле.
3. Решение проблемы. Разделение по секциям
Звучит муз.Ф.Шопен «Ноктюрн»
Изготовление инсталляции «Осенний натюрморт».
Составление мнемодорожки, с подбором символов интонационной выразительности.
Составление рисунка танца фиксация символами на наборном полотне.
Составление партитуры на мольберте.
4. Формулирование вывода, установление связи с известным
Обобщить представления о средствах художественной выразительности
Рассматривание инсталляции.
Презентация мнемодорожки.
Презентация общей схемы хоровода.
Презентация полученной партитуры.
5. Решение творческой задачи на основании вывода
Интерпретация художественного образа в детских видах деятельности
Презентации инсталляции
«Осенний натюрморт».
Импровизация под музыку коллективного хоровода.
Звучит муз.Ф.Шопен «Ноктюрн»
Презентации инсталляции
«Осенний натюрморт».
Мелодекламация стихотворения по цепочке.
Игра на инструментах с дирижером.