Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Панюшева Ирина Владимировна,
учитель химии,
МБОУ Школы № 80 г.о. Самара,
г. Самара
Проанализировав и обобщив свой педагогический опыт и опыт моих коллег, я убедилась в том, что современные образовательные технологии представляют собой не просто освоение уже известного, а порождение новых форм реальной действительности, которые задействуют мышление, обеспечат становление собственных средств деятельности, освоение информационного окружения, использование потенциала самой личности.
В соответствии с образовательными стандартами второго поколения каждый предмет или совокупность учебных предметов является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. В предметах естественно-научного цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий должны включать умения характеризовать, объяснять, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и заключения, структурировать материал.
Также на основе проанализированных мною литературных источников, можно сделать вывод, что в соответствии со стандартами второго поколения на этапе основного общего среднего образования должно происходить включение учащихся в исследовательскую деятельность т.к. в подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы; ученики начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением; возникает потребность к саморазвитию и самообразованию. Вместе с тем сегодня человеку нужны осознание общей картины мира, ощущение сопричастности к культурному наследию, прямого участия в жизненных процессах.
Очевидно, для формирования интереса у учащихся к изучению дисциплин естественно-научного цикла, необходимо использование активных форм и методов обучения.
Для реализации всего вышесказанного, на основе идей стандартов второго поколения, я разработала свою образовательную систему преподавания дисциплин естественного цикла, которая базируется использовании следующих педагогических технологий:
- технология здоровьесбережения,
- проектная технология,
- технология интегрированного обучения,
- технология проблемно-развивающего обучения,
- технология ИКТ,
- игровая технология,
- дистанционное обучение,
- использование опорных схем и конспектов.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика. Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Применение проектирования в работе способствует тому, что ребята учатся выдвигать гипотезы, ставить цели, формулировать проблемы. В процессе работы развиваются творческие способности, воображение. Воспитывается целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации. Ученики работают в коллективе, берут на себя и разделяют ответственность за выбор. Работа становится интереснее и насыщенней, чем привлекает внимание родителей. Цель проектной методики – дать учащимся знания, применимые в социальном опыте.
В результате применения технологии интеграции учащиеся формируют целостную картину мира, научное мировоззрение, основой которого является интеграция знаний. Предмет изучается не однобоко, а учитывая взгляды на тему разных дисциплин во взаимосвязи.
Сущность технологии проблемно-развивающего обучения - развить ученика, его потребности, способности и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно. Специально организованное педагогом развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению, открытию знания. Критерием результативности такого образовательного пространства являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние.
Компьютерная грамотность подразумевает умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в интернете, способность структурировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи, применение полученных навыков и информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе и творческом коллективе. Таким образом, использование информационных технологий на уроках – одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Использование игровых технологий (соревнование, инсценирование, КВН и т. д.) развивает интерес к предмету, позволяет проявить способности девиантным детям, развивает чувство ответственности за порученное дело, укрепляет дух сотрудничества – развивает социально адаптированную личность. Систематическое включение занимательного материала в уроки позволяет не только обогатить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на предмет.
Дистанционное обучение для школьника - это не только способ получения знаний, но и средство развития самоорганизации, самовоспитания, целеустремленности, требовательности к себе и умения достигать целей. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. В ходе учебного процесса можно использовать коммуникационные технологии, соответствующие определённым педагогическим технологиям (форум, чат, блоги, теле- видеоконференции и др.).
В основе опыта по использованию опорных схем и конспектов лежит система В.Ф. Шаталова – технология интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых моделей или опорных конспектов. Главная цель данной технологии - повысить качество усвоения излагаемого материала, посредством сужения объема информации до главного и записей в виде символов, отражающих физическую суть. В отличие от традиционной системы преподавания ученик не обязан полностью воспроизводить весь ход рассуждений учителя, требуется уловить общую суть рассматриваемого вопроса.
Результаты моей деятельности подтверждают эффективность выбранных мною технологий на практике в виде повышения успеваемости, познавательной активности в учебном процессе, победах учащихся на научно-практических конференциях, в выборе предмета для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Исходя из всего вышесказанного мною, можно сделать следующий вывод о том, что традиционный подход к обучению, смысл которого – научить конкретному прагматическому умению (чтение, письмо, проведение эксперимента), сменяется постановкой других задач, решение которых требует творческого мышления, личного опыта, универсальности образования.
Октябрь 2020